Московский

Монитор
Пятница, 5 Июня 2020 17:09
Культура
Крупным планом

Кино интересное и неинтересное: заметки о кинофестивале «Окно в Европу»

0
15 августа 2019 г. 5:3
Дмитрий Кузнецов
Кино интересное и неинтересное: заметки о кинофестивале «Окно в Европу»

На днях Выборге завершился ежегодный, второй по значимости (после Кинотавра) фестиваль российского кино под названием «Окно в Европу». С Европой фестиваль связан весьма отдаленно, разве что некоторые фильмы программы «Копродукция» сделаны в партнерстве с европейскими странами. Так что речь пойдет, в основном, о нашем новом отечественном кино, площадкой которого уже 27-й год является фестиваль.

Жюри конкурса в этом году возглавлял известный кинодраматург и режиссер Александр Бородянский («Афоня», «Ворошиловский стрелок» и др.). Его фильм «Сны», снятый совместно с К. Шахназаровым получил главную награду на самом первом «Окне в Европу» в 1993 г.
 
В интервью фестивалю А. Бородянский сказал, что главными критериями оценки фильма для него является интересно рассказанная история с интересным героем. К сожалению, большинство художественных фильмов фестиваля этим критериям не отвечали, так что выбор у жюри был небольшой.
 
В результате, главный приз был присужден комедии молодого режиссёра Бориса Гуца «Смерть нам к лицу». Фильм сделан в псевдодокументальном стиле, и это уже второй фильм Гуца, снятый на iPhone (предыдущий «Фагот» был показан в Выборге год назад). Сюжет такой – молодая девушка серьезно больна и, продолжая шутить, готовится к собственным похоронам, в то время как ее молодой человек пытается найти деньги на лечение, пробуя сниматься в порнофильме. Несмотря на невеселую завязку, фильм отличают живые, забавные диалоги и динамичный сюжет. Кого-то могут шокировать постоянные шутки на тему смерти, но режиссер прошел через все это сам и, наверное, имеет право на такой юмор.
 
Еще один фильм конкурса – драма Натальи Назаровой «Простой карандаш» – возможно, был более подходящим кандидатом на победу, поскольку затрагивает более масштабные темы. Это история учительницы рисования, которая, устроившись в школу маленького городка, сталкивается с произволом местных хулиганов, главный из которых учится в ее классе. Фильм, по сути, продолжает ту гуманную тему, которую начал Е. Ташков в картине «Уроки французского» (по рассказу В. Распутина) – когда учитель выходит за рамки профессии, чтобы помочь своим ученикам. Жюри увидело в фильме «противостояние личности обстоятельствам» и наградило фильм спецпризом.
 
Среди конкурсных фильмов можно отметить еще две профессионально сделанные, хотя и немного затянутые картины – якутский фильм Дмитрия Давыдова «Нет бога кроме меня» – драму о сыне, который борется за здоровье матери, больной Альцгеймером, и фильм Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру земного шара» – грустную историю сторожа автобазы, потерявшего работу, в то время как его дочь готовится рожать.
 
Добавим к этим четырем фильмам два внеконкурсных – фильм-победитель Кинотавра «Бык» Бориса Акопова и замечательно трогательную якутскую комедию «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, (приз зрителей ММКФ в апреле) – вот, по сути, главное, чем запомнился Выборг в этом году.
 
Остальные 7 конкурсных картин, несмотря на интригующие аннотации, увы, оказались большим разочарованием.
 
Комедия «Как новый» (реж. Е. Шелякин), вроде бы сделана на экзотическом материале и получила приз зрительских симпатий, но смотреть на приключения пенсионера в Таиланде почему-то не смешно, даже скучно, а показанный вне конкурса фильм «Трудности выживания» того же продюсера своей примитивностью просто нагоняет тоску. Даже не верится, что оба эти фильма – от продюсера действительно талантливой комедии «Хороший мальчик». Видимо, дело тут не в продюсере.
 
Не менее скучным оказался и фильм «Элефант», режиссер которого (по слухам, А. Красовский) пожелал остаться неизвестным из-за разногласий с продюсерами. Фильм с претензией на глубину и натужным юмором, главный герой которого – автор детских книг про слонов, вызывающий у окружающих патологический интерес, у зрителя с первых сцен вызывает желание уйти из зала. Я думаю, режиссер немного потерял, убрав свое имя. Почему-то это уже второй фильм подобного рода (первый – «Вечная жизнь Александра Христофорова»), где продюсером и исполнителем главной роли выступает актер А. Гуськов.
 
По слабому и неубедительному сценарию снят фильм В. Козлова «Как мы захотим» – натянутая попытка разоблачить «коррумпированную» милицию. В фильме «Танец с саблями» Ю. Разыкова ходячие манекены вместо героев пытаются убедить нас в том, что Хачатурян был талантливый композитор и пострадал от советской власти. Фильм «Печень» – несмешная и неправдоподобная комедия про школьников якобы замешанных в криминале в 90-е годы, снята И. Снежкиным по сценарию своего отца, режиссера С. Снежкина; «Семь пьяниц» – скучное и бледное подобие то ли фильмов Тарантино, то ли ковбойских вестернов, фильм «Я свободен» И. Северова – долгие душевные самокопания подростка в летнем лагере.
 
Все перечисленные фильмы на первый взгляд разнообразны, но всех их объединяет одно – они затянуты, скучны, а некоторые откровенно слабы в плане сценария и актерской игры. Даже показанный вне конкурса фильм признанного режиссера (и активного противника продюсерского кино) К. Лопушанского «Сквозь черное стекло» страдает теми же недостатками – слабостью и неубедительностью сценария, бледностью диалогов, в результате, не происходит главного – героям фильма мы не сопереживаем.
 
В добавление к вышесказанному, приведем еще пару забавных эпизодов, которыми запомнился, нынешний фестиваль.
 
Во-первых, зрители увидели вне конкурса сразу три мелодрамы  с одинаковой моралью в конце – выбирая между карьерой и семьей, выбирайте семью. Это фильмы «Команда мечты», «Дорогой папа» и «Успех». Услышав, этот сентиментальный наказ с экрана в третий раз, уже хочется, назло авторам подобных фильмов, выбрать вместо семьи карьеру.
 
Во-вторых, в рамках фестиваля прошла оживленная дискуссия «Продюсерское кино: за и против». Один из участников резюмировал, что продюсерское кино – такой же незыблемый феномен и не подлежит обсуждению, как не обсуждаются законы природы. Однако по ходу фестиваля режиссеры трех художественных фильмов, включая уже названный «Элефант», сняли свое имя с титров из-за разногласия с продюсерами. Очевидно, в отличие от законов природы, законам продюсерского кино хотят подчиняться далеко не все.
 
Подведем некоторые итоги. Хорошего, талантливого кино всегда бывает мало. Но особенно жалко, когда его мало на фестивале – там, где ему следует быть в большем количестве. К сожалению, как видим, в этом году в Выборге талантливого кино было не так много. Кто в этом больше виноват – продюсеры или режиссеры – неизвестно. Но не будем расстраиваться. Может быть, просто этот год был неурожайный, а год на год, как известно, не приходится.
Подробно
Александр Маршал рекомендовал к просмотру фильм «Шугалей»
Крупным планом

Известный российский певец и музыкант Александр Маршал опубликовал анонс фильма «Шугалей» у себя на странице в Instagram.

Далее
Юрист Олег Смакотин надеется, что фильм «Шугалей» поможет спасти россиян из ливийского плена

В апреле ожидается премьера художественного фильма «Шугалей». Кинолента основана на реальных событиях и расскажет о судьбе двух специалистов из Фонда защиты национальных ценностей Максима Шугалея и Самера Суйэфана, похищенных в Ливии.

Далее
На Луне как на Луне: на экраны вышел новый фильм на старую тему
Крупным планом

Не успел завершить свое триумфальное шествие по кинотеатрам фильм «Холоп», как на экраны вышел своего рода «Холоп-2» - фильм «На Луне», снятый на ту же тему только в серьезном ключе. Название наводит на мысль о фантастике, но в фильме нет ничего фантастического - разве что вряд ли кто-то из богатых будет посылать сына на исправление в глухие края.

Далее
Сделать простое - сложнее, чем сложное: на экраны вышел фильм про изобретателя Калашникова
Крупным планом

Фильм про Михаила Калашникова вышел на экраны ко Дню Защитника Отечества и немного опоздал к столетнему юбилею изобретателя в ноябре прошлого года. Калашников, к сожалению, не дожил до круглой даты и скончался в декабре 2013 года.

Далее

AnaRender