Московский

Монитор
Понедельник, 18 Ноября 2019 02:42
Культура
Крупным планом

Кино интересное и неинтересное: заметки о кинофестивале «Окно в Европу»

0
15 августа 2019 г. 5:3
Дмитрий Кузнецов
Кино интересное и неинтересное: заметки о кинофестивале «Окно в Европу»

На днях Выборге завершился ежегодный, второй по значимости (после Кинотавра) фестиваль российского кино под названием «Окно в Европу». С Европой фестиваль связан весьма отдаленно, разве что некоторые фильмы программы «Копродукция» сделаны в партнерстве с европейскими странами. Так что речь пойдет, в основном, о нашем новом отечественном кино, площадкой которого уже 27-й год является фестиваль.

Жюри конкурса в этом году возглавлял известный кинодраматург и режиссер Александр Бородянский («Афоня», «Ворошиловский стрелок» и др.). Его фильм «Сны», снятый совместно с К. Шахназаровым получил главную награду на самом первом «Окне в Европу» в 1993 г.
 
В интервью фестивалю А. Бородянский сказал, что главными критериями оценки фильма для него является интересно рассказанная история с интересным героем. К сожалению, большинство художественных фильмов фестиваля этим критериям не отвечали, так что выбор у жюри был небольшой.
 
В результате, главный приз был присужден комедии молодого режиссёра Бориса Гуца «Смерть нам к лицу». Фильм сделан в псевдодокументальном стиле, и это уже второй фильм Гуца, снятый на iPhone (предыдущий «Фагот» был показан в Выборге год назад). Сюжет такой – молодая девушка серьезно больна и, продолжая шутить, готовится к собственным похоронам, в то время как ее молодой человек пытается найти деньги на лечение, пробуя сниматься в порнофильме. Несмотря на невеселую завязку, фильм отличают живые, забавные диалоги и динамичный сюжет. Кого-то могут шокировать постоянные шутки на тему смерти, но режиссер прошел через все это сам и, наверное, имеет право на такой юмор.
 
Еще один фильм конкурса – драма Натальи Назаровой «Простой карандаш» – возможно, был более подходящим кандидатом на победу, поскольку затрагивает более масштабные темы. Это история учительницы рисования, которая, устроившись в школу маленького городка, сталкивается с произволом местных хулиганов, главный из которых учится в ее классе. Фильм, по сути, продолжает ту гуманную тему, которую начал Е. Ташков в картине «Уроки французского» (по рассказу В. Распутина) – когда учитель выходит за рамки профессии, чтобы помочь своим ученикам. Жюри увидело в фильме «противостояние личности обстоятельствам» и наградило фильм спецпризом.
 
Среди конкурсных фильмов можно отметить еще две профессионально сделанные, хотя и немного затянутые картины – якутский фильм Дмитрия Давыдова «Нет бога кроме меня» – драму о сыне, который борется за здоровье матери, больной Альцгеймером, и фильм Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру земного шара» – грустную историю сторожа автобазы, потерявшего работу, в то время как его дочь готовится рожать.
 
Добавим к этим четырем фильмам два внеконкурсных – фильм-победитель Кинотавра «Бык» Бориса Акопова и замечательно трогательную якутскую комедию «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, (приз зрителей ММКФ в апреле) – вот, по сути, главное, чем запомнился Выборг в этом году.
 
Остальные 7 конкурсных картин, несмотря на интригующие аннотации, увы, оказались большим разочарованием.
 
Комедия «Как новый» (реж. Е. Шелякин), вроде бы сделана на экзотическом материале и получила приз зрительских симпатий, но смотреть на приключения пенсионера в Таиланде почему-то не смешно, даже скучно, а показанный вне конкурса фильм «Трудности выживания» того же продюсера своей примитивностью просто нагоняет тоску. Даже не верится, что оба эти фильма – от продюсера действительно талантливой комедии «Хороший мальчик». Видимо, дело тут не в продюсере.
 
Не менее скучным оказался и фильм «Элефант», режиссер которого (по слухам, А. Красовский) пожелал остаться неизвестным из-за разногласий с продюсерами. Фильм с претензией на глубину и натужным юмором, главный герой которого – автор детских книг про слонов, вызывающий у окружающих патологический интерес, у зрителя с первых сцен вызывает желание уйти из зала. Я думаю, режиссер немного потерял, убрав свое имя. Почему-то это уже второй фильм подобного рода (первый – «Вечная жизнь Александра Христофорова»), где продюсером и исполнителем главной роли выступает актер А. Гуськов.
 
По слабому и неубедительному сценарию снят фильм В. Козлова «Как мы захотим» – натянутая попытка разоблачить «коррумпированную» милицию. В фильме «Танец с саблями» Ю. Разыкова ходячие манекены вместо героев пытаются убедить нас в том, что Хачатурян был талантливый композитор и пострадал от советской власти. Фильм «Печень» – несмешная и неправдоподобная комедия про школьников якобы замешанных в криминале в 90-е годы, снята И. Снежкиным по сценарию своего отца, режиссера С. Снежкина; «Семь пьяниц» – скучное и бледное подобие то ли фильмов Тарантино, то ли ковбойских вестернов, фильм «Я свободен» И. Северова – долгие душевные самокопания подростка в летнем лагере.
 
Все перечисленные фильмы на первый взгляд разнообразны, но всех их объединяет одно – они затянуты, скучны, а некоторые откровенно слабы в плане сценария и актерской игры. Даже показанный вне конкурса фильм признанного режиссера (и активного противника продюсерского кино) К. Лопушанского «Сквозь черное стекло» страдает теми же недостатками – слабостью и неубедительностью сценария, бледностью диалогов, в результате, не происходит главного – героям фильма мы не сопереживаем.
 
В добавление к вышесказанному, приведем еще пару забавных эпизодов, которыми запомнился, нынешний фестиваль.
 
Во-первых, зрители увидели вне конкурса сразу три мелодрамы  с одинаковой моралью в конце – выбирая между карьерой и семьей, выбирайте семью. Это фильмы «Команда мечты», «Дорогой папа» и «Успех». Услышав, этот сентиментальный наказ с экрана в третий раз, уже хочется, назло авторам подобных фильмов, выбрать вместо семьи карьеру.
 
Во-вторых, в рамках фестиваля прошла оживленная дискуссия «Продюсерское кино: за и против». Один из участников резюмировал, что продюсерское кино – такой же незыблемый феномен и не подлежит обсуждению, как не обсуждаются законы природы. Однако по ходу фестиваля режиссеры трех художественных фильмов, включая уже названный «Элефант», сняли свое имя с титров из-за разногласия с продюсерами. Очевидно, в отличие от законов природы, законам продюсерского кино хотят подчиняться далеко не все.
 
Подведем некоторые итоги. Хорошего, талантливого кино всегда бывает мало. Но особенно жалко, когда его мало на фестивале – там, где ему следует быть в большем количестве. К сожалению, как видим, в этом году в Выборге талантливого кино было не так много. Кто в этом больше виноват – продюсеры или режиссеры – неизвестно. Но не будем расстраиваться. Может быть, просто этот год был неурожайный, а год на год, как известно, не приходится.
Подробно
Загадка битвы бронзового века

Самое древнее поле битвы в Европе обнаружили археологи в Северной Германии. Масштабное сражение произошло здесь более трех тысяч лет назад.

Далее
Не джазом единым
Крупным планом

На экранах фильм «Француз» режиссера Андрея Смирнова 

Андрей Смирнов за свою долгую жизнь (род. в 1941 г.) снял не так много фильмов, но каждый из них – яркое событие. Фильм про ветеранов «Белорусский вокзал» (1970 г.), где звучит известная песня Окуджавы «Нам нужна одна победа», надрывная мелодрама «Осень» (1974 г.), любопытный, но малоизвестный фильм об архитекторах «Верой и правдой» (1980 г.), а затем, после долгого перерыва, фильм о крестьянстве в послереволюционную эпоху «Жила-была одна баба» (2011) и вот, наконец, «Француз», показывающий нашу страну в начале хрущевской оттепели

Далее
Преступные герои Карлова моста
Крупным планом

В Праге развивается прямо-таки сериальная история. Два юных вандала из Германии изрисовали спреем одну из опор Карлова моста. Поскольку делали они это на глазах у прохожих, вандалов быстро изловили, дали им условные сроки за порчу памятника архитектуры и выдворили из страны.

Далее
Кровавый бог самолетов
Крупным планом

Статья шведского социолога Виктора Хельге Смугфлюгсона «Авиация: кровавый культ», опубликованная в летнем выпуске International New Ethic Bulletin, ещё не переведена на русский, но мы спешим ознакомить читателя с её основными положениями: резонанс, произведённый ею в СМИ и соцсетях, показывает, что она выражает тренды в развитии мировой общественной мысли.

Далее

AnaRender