Московский

Монитор
Суббота, 21 Сентября 2019 11:15
Культура
Крупным планом

Кровавый бог самолетов

0
9 сентября 2019 г. 12:25
Соцсети
Кровавый бог самолетов

Статья шведского социолога Виктора Хельге Смугфлюгсона «Авиация: кровавый культ», опубликованная в летнем выпуске International New Ethic Bulletin, ещё не переведена на русский, но мы спешим ознакомить читателя с её основными положениями: резонанс, произведённый ею в СМИ и соцсетях, показывает, что она выражает тренды в развитии мировой общественной мысли.

Появление статьи хронологически совпало с массовым отказом шведов от авиаперелётов, спровоцированным движением бастующих школьников-экологов, символом которого стала Грета Тунберг. До сих пор это движение опиралось на эмоциональную аргументацию, но ему недоставало философской. Материал Смугфлюгсона заполняет эту лакуну довольно оригинальным способом, который может показаться даже шокирующим.

Если коротко, то Смугфлюгсон объявляет авиацию со всей её историей не более чем «кровавой спекуляцией, основанной на антинаучных древних мифах». 

«Книги, посвящённые истории авиации, обычно начинаются с приторной фразы «Человек всегда мечтал о полёте». Это правда», - пишет автор. - «Однако книги умалчивают о том, что эта мечта, будучи совершенно невыполнимой, так и осталась нереализованной. Человек физически неспособен летать. Человек издревле мечтал о полёте как о свободном самостоятельном перемещении над землей, независимом от притяжения планеты. То, что выдаёт за «полёт человека» авиация, по сути является ездой на технических устройствах,  создающих под собой разными способами давление, сила которого временно позволяет перемещаться в газообразной среде. Впрочем, и тут ни о каком свободном и тем более самостоятельном перемещении речи не идёт: человек остаётся зависим от механизма, от запаса энергии в двигателе, от воздушных потоков. Это банальности, но они помогают нам понять очевидную истину: человек не летает и никогда не будет. Объявлять перемещения на аэростатах или самолётах «полётом» столь же нелепо, как объявлять голограмму умершего человека человеком, достигшим бессмертия. В обоих случаях речь идёт о технических устройствах, производящих некий эффект. Заметим, что самолёты действительно доставляют пассажиров по адресу, а с интерактивной копией умершего можно не без пользы пообщаться - но как последнее не будет бессмертием, так и первое не будет полётом. Фактически перед нами хищническая индустрия, наносящая гигантский вред людям и природе, действующая под благородной маской мечты». 

Разобравшись с «базовой ложью авиационного мифа», Смугфлюгсон переходит к другим аспектам темы. Средний авиапассажир, напоминает он, за километр полёта выбрасывает в воздух от 100 до 300 граммов только углекислого газа, а за средний полёт на среднее расстояние - примерно в десять раз больше, чем весит сам. «Фактически «летающий» человек пожирает не только ресурсы планеты с чудовищной расточительностью, но ещё и крадёт здоровье у будущего», - безжалостно констатирует исследователь.

И, наконец, главное. С первых дней своего существования авиация поступила на службу делу массовых убийств человеческих существ. Поначалу самолёт значительно уступал по части жертв винтовке и пушке, однако с конца Второй Мировой начал отвоёвывать себе всё большую долю в сомнительном пироге «кто больше убил». На счету этой юной по историческим меркам индустрии сегодня миллионы и миллионы трупов, и тренд ведёт явно к тому, что летательные аппараты станут безоговорочно главным инструментом причинения смерти на планете. Станут, если человечество не откроет глаза и не оставит авиакульт в прошлом, пишет Смугфлюгсон. Кто-то скажет, что существуют также спасательная и исследовательская авиация. Но и европейская церковь в свободное от сжигания еретиков время учила и лечила. Авиация ничем принципиально от неё не отличается: перед нами гигантская спекуляция, основанная на древнегреческой сказочке про Дедала, грабящая и убивающая людей. 

Трудно комментировать аргументы Смугфлюгсона, подчеркивает тг-канал t.me/vmarahovsky. Насколько известно, он готовит новую статью «Письменность: кровавый культ».

Подробно
Кино интересное и неинтересное: заметки о кинофестивале «Окно в Европу»
Крупным планом

На днях Выборге завершился ежегодный, второй по значимости (после Кинотавра) фестиваль российского кино под названием «Окно в Европу». С Европой фестиваль связан весьма отдаленно, разве что некоторые фильмы программы «Копродукция» сделаны в партнерстве с европейскими странами. Так что речь пойдет, в основном, о нашем новом отечественном кино, площадкой которого уже 27-й год является фестиваль.

Далее
Под знаком Быкова
Крупным планом

В Выборге открывается очередной XXVII фестиваль российского кино «Окно в Европу».

Фестиваль этого года будет посвящен памяти Ролана Быкова (1929 – 1998), советского актера и режиссера, автора знаменитого фильма «Чучело» и других фильмов для детей. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. На эмблеме фестиваля мы видим кадр из его фильма «Айболит-66».

Далее
Зулейха открывает глаза зрителей
Крупным планом

В Москве подвел итоги первый фестиваль экранизаций

Фестиваль экранизаций «Читка», который проходил в Москве с 20 по 23 июня, назвал самой ожидаемой экранизацией сериал «Зулейха открывает глаза» по книге Гузели Яхиной. На фестивале были показаны отрывки из сериала, а полностью его планируется показать осенью на канале «Россия 1». 

Далее

AnaRender