На войне как на войне. В Петербурге сняли фильм-пародию на наше вмешательство в выборы в США

На онлайн-платформах появился фильм «16-й» с подзаголовком «фильм-исповедь Евгения Пригожина», петербургского бизнесмена, попавшего под американские санкции по обвинению во вмешательстве в выборы президента Америки в 2016 году

Американцы считают, что финансируемое Пригожиным «Агентство интернет-исследований» (Internet Research Agency) пыталось через соцсети повлиять на общественное мнение во время президентских выборов.

«Агентство интернет-исследований» или, в просторечии, «фабрика троллей» – организация со штаб-квартирой в Петербурге, которая, по неподтвержденным данным, занимается влиянием на общественное мнение, используя фейковые аккаунты в социальных сетях и онлайн-изданиях.

Фильм в пародийной форме рассказывает о работе агентства и, якобы, имевшем место вмешательстве российских «троллей» в выборы в США в 2016 году. Вероятно, попавший под американские санкции бизнесмен решил таким образом высмеять нелепость выдвинутых против него обвинений и снял пародию на самого себя. Правда есть некоторое противоречие между жанром комедии, в котором сделан фильм и «исповедью».

По сюжету, главные герои фильма – небольшая группа молодых людей разного возраста (младшему брату одного из них всего пять лет) — работают в «Агентстве интернет-исследований», прототипом которого, судя по всему, является «фабрика троллей» в Петербурге. Изображенное в фильме агентство выглядит пародией на серьезную организацию. Оно располагается на территории бывшего детского сада «Ромашка».

Сюжет, вкратце, таков: бизнесмен Геннадий Васильевич Коржик, прототипом которого, вероятно, является сам Пригожин, вкладывает деньги в фирму главы IRA Мити «Мировые утята», чтобы, по его словам, выйти на американский рынок. Митя, продававший утят по всему миру через рекламу в соцсетях, разорился в 2014 г. после того как опубликовал в сети мнение, что за цветочными революциями стоит Америка – все его аккаунты оказались заблокированы и «утята крякнули». Митя пытается заработать денег, чтобы вернуть долг Коржику. Сотрудники его агентства открывают онлайн-сервис «Армия Иисуса», запускают похожую на Black Lives Matter кампанию «Черные матери Америки», устраивают ложную панику в связи с приходом лихорадки Эбола в Америку, а в конце фильма решают поспособствовать выбору в президенты Трампа поскольку, по словам самого маленького сотрудника Коли, «он похож на клоуна». Для влияния на общественное мнение избирателей-американцев они нанимают фрилансеров в самих США. В конце фильма глава агентства признается, что главной его целью было понять, как работают технологии манипулирования, которые применяют сами американцы. В общем, неудивительно, что в Америке запланированная премьера этого фильма так и не состоялась.

Продюсером фильма выступил Сергей Щеглов, ранее продюсировавший такие серьезные военные фильмы как «Турист» (о военных действиях в ЮАР), и недавно вышедшую картину «Небо», рассказывающий о наших летчиках в Сирии.

Фильм снял питерский режиссер Андрей Коршунов, известный больше по сериалам «Лихач» и «Невский». По его словам, он постарался, несмотря на обилие черного юмора, стеба и песни Шнура, сделать фильм, по возможности, добрый.

В целом, фильм сделан в жанре комедии абсурда и высмеивает с одной стороны, «влиятельность» Агентства, состоящего всего из десятка молодых сотрудников, а с другой – легковерность публики, в данном случае американской. Но если в нашу способность повлиять на выборы в Америке верится с трудом, то возможность влиять через интернет на общественное мнение в России кажется вполне реальной. Впрочем, эта тема осталась уже за рамками фильма.

В любом случае, информационная война имеет место и с той и с другой стороны, и здесь тоже применима поговорка «на войне как на войне».