Московский

Монитор
Вторник, 2 Июня 2020 16:47
Культура
Крупным планом

«Орлы» снова приземлились на «Мосфильме»

0
27 января 2020 г. 15:44
Дмитрий Кузнецов
«Орлы» снова приземлились на «Мосфильме»

На киностудии прошло ежегодное вручение премии Академии Кинематографических искусств

В восемнадцатый раз кинопремия «Золотой Орел» вручила свои награды российским фильмам, вышедшим в прокат до 1 ноября прошлого года.

Лучшим фильмом, а также обладателем еще трех наград стал фильм «Текст» Клима Шипенко. Пожалуй, «Текст» заслужил главную награду, поскольку картина, снятая по книге Д. Глуховского, сочетает в себе и зрелищность, и динамичный сюжет, и хорошие актерские работы. Фильм вышел на экраны осенью и имел зрительский успех, пусть и не сравнимый с нынешним успехом «Холопа».

Награду «Тексту» вручала актриса Алиса Фрейндлих, сама перед этим награжденная за вклад в кинематограф. В ответном слове актриса пошутила, что ее вклад в кинематограф гораздо меньше, чем вклад кинематографа в нее.

«Текст» также получил награду за лучший монтаж, а актеры Александр Петров и Иван Янковский удостоились «Орлов» за лучшую главную и второстепенную мужскую роли. Александр Петров при этом опять, как и в прошлом году, соревновался сам с собой, т.е. был представлен в номинации от двух разных фильмов – и, наконец-то эту награду получил. Роль в «Тексте» действительно стала одной из лучших для него на сегодняшний день. Обидно, что в результате, не награжденным остался молодой актер Юрий Борисов (фильм «Бык»). Не будь у него такого конкурента как А. Петров, Борисов наверняка получил бы «Орла», и ему как начинающему актеру эта награда весьма бы пригодилась.

Дальнейшее распределение призов, в принципе, предсказуемое, не обошлось без сюрпризов. Так, например, удивительно, что военно-приключенческий боевик «Т-34», с сюжетом и диалогами, рассчитанными, скорее, на подростков, оказался в финальной тройке практически во всех номинациях. Более того, он получил награды за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Допустим, первое еще можно  как-то оправдать - снимать танковые бои с режиссерской точки зрения дело непростое. Но по глубине и убедительности сценария «Т-34» явно уступал своим конкурентам – «Быку» и «Одессе». Странно, что приз за лучший сценарий был отдан именно ему. Может быть, жюри неожиданно решило действовать по английской поговорке «мальчишки остаются мальчишками»?

Удивительно также, каким образом в списке номинантов оказался крайне слабый фильм «Тобол» - неужели из 49 рекомендованных экспертами картин не нашлось лучшего кандидата на премию за грим и костюмы, чем незатейливая, в духе мыльных опер экранизация романа А. Иванова?

«Балканский рубеж» тоже заслуживает, на мой взгляд, большего, чем один лишь приз за звукорежиссуру. В фильме неплохой сценарий, есть интересные актерские работы (Милош Бикович, Равшана Куркова), сложная операторская работа.

Евгения Брик заслуженно получила награду за лучшую роль второго плана в фильме «Одесса», а вот Евгений Цыганов («Одесса») и Виктор Добронравов («Т-34»), на мой взгляд, были гораздо более яркими исполнителями вторых ролей, чем награжденный в этой номинации Иван Янковский («Текст»).

Вообще, странно, что Цыганов, по сути, сыгравший в «Одессе» главного героя, попал в номинацию «актер второго плана». Еще фильм «Одесса» заслуженно получил награду за звучащую в фильме трогательную музыку Анны Друбич и за операторскую работу Романа Васьянова.

Приз за главную женскую роль получила Виктория Мирошниченко из фильма «Дылда». Думаю, ей легко было обойти конкуренток Стасю Милославскую и Ирину Старшенбаум, поскольку их роли в фильмах «Бык» и «Т-34» являются, скорее, второстепенными. Для «Дылды», на мой взгляд, можно было выбрать более достойных конкуренток - например, интересно сыграли актрисы - исполнительницы главных ролей в фильмах «Айка», «Простой карандаш» и «Верность», но эти фильмы даже не вошли в число номинантов.

Немного о наградах за телеработы.

Заслуженный приз за главную роль в телесериале получил Павел Деревянко за нашумевший в прошлом году сериал «Домашний арест», показанный на интернет-платформе «ТНТ-Премьер». Принимая статуэтку, актер пошутил, что «наконец-то «Орел» приземлился в гнездо». Анна Михалкова, получившая аналогичный приз за лучшую женскую роль в сериале «Шторм» на интернет-платформе «Старт», поблагодарила со сцены не только своего режиссера Б. Хлебникова, но и все интернет-платформы сразу.

Удивляет награждение сериала «Годунов» на фоне гораздо более ярких и живых работ «Звоните ДиКаприо!» и «Шторм», которые, правда, были показаны не на канале «Россия 1» как «Годунов», а на платных интернет-платформах -  но, может, в этом и кроется разгадка выбора жюри?

 Есть у «Золотого Орла» и номинация «За лучший зарубежный фильм в прокате» - видимо в пику «Оскару». Как ни странно, здесь «в пролете» на этот раз оказался фильм Тарантино «Однажды в Голливуде». У него были два конкурента: «Король Лев» и «Зеленая книга», и «Лев» увел у Тарантино «Орла». Впрочем, критерии отбора тут тоже выглядят загадочно. Ведь фильм Тарантино оригинальностью явно превосходил своих конкурентов – детскую сказку от студии Дисней и историю дружбы белого и негра в неполиткорректные времена.

Подведем итоги.

Больше всего мне, как зрителю, жаль, что интересный дебют Бориса Акопова «Бык», будучи всюду номинирован, не получил ни одного приза. Сразу вспоминаются слова режиссера Авдотьи Смирновой, которая на предыдущем «Орле»-2019 призвала больше награждать молодых режиссеров и актеров, поскольку им награды нужнее.

Понятно, что всех наградить невозможно, но удивляет, что из предварительного списка в 28 фильмов номинировались порой весьма средние работы, а глубокие и трогательные фильмы, такие как «Айка», «Простой карандаш», «Надо мною солнце не садится», «Верность», «Смерть нам к лицу» и некоторые другие, напротив, оказались никак не отмеченными. В общем, «Орел», увы, уже не первый год почему-то садится не в те гнезда. Надеюсь, что зритель, читающий эту заметку, обратит внимание на перечисленные фильмы и, несмотря на то, что «Орел» оставил их без наград, все равно посмотрит их – хотя бы на интернет-платформах.

Справка: премия «Золотой Орел» учреждена Национальной Академией кинематографических искусств и наук России (президент Академии — В. Н. Наумов). Присуждается с 2002 года. Отбор по номинациям осуществляет Экспертный совет. Премия присуждается по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов, список которых можно найти на сайте Академии.

Подробно
Александр Маршал рекомендовал к просмотру фильм «Шугалей»
Крупным планом

Известный российский певец и музыкант Александр Маршал опубликовал анонс фильма «Шугалей» у себя на странице в Instagram.

Далее
Юрист Олег Смакотин надеется, что фильм «Шугалей» поможет спасти россиян из ливийского плена

В апреле ожидается премьера художественного фильма «Шугалей». Кинолента основана на реальных событиях и расскажет о судьбе двух специалистов из Фонда защиты национальных ценностей Максима Шугалея и Самера Суйэфана, похищенных в Ливии.

Далее
На Луне как на Луне: на экраны вышел новый фильм на старую тему
Крупным планом

Не успел завершить свое триумфальное шествие по кинотеатрам фильм «Холоп», как на экраны вышел своего рода «Холоп-2» - фильм «На Луне», снятый на ту же тему только в серьезном ключе. Название наводит на мысль о фантастике, но в фильме нет ничего фантастического - разве что вряд ли кто-то из богатых будет посылать сына на исправление в глухие края.

Далее
Сделать простое - сложнее, чем сложное: на экраны вышел фильм про изобретателя Калашникова
Крупным планом

Фильм про Михаила Калашникова вышел на экраны ко Дню Защитника Отечества и немного опоздал к столетнему юбилею изобретателя в ноябре прошлого года. Калашников, к сожалению, не дожил до круглой даты и скончался в декабре 2013 года.

Далее

AnaRender