Пушкин и немцы

На наших экранах – фильм «Учености плоды», рассказывающий о событиях в Михайловском во время войны

Пушкин для России фигура легендарная, часть национального достояния. И поэтому картина, где в центре сюжета – события в усадьбе поэта в годы войны, не может не привлечь внимания.

Автор фильма Игорь Угольников не раз уже обращался к военной тематике. Он является продюсером и идейным вдохновителем фильмов «Брестская крепость», «Батальон», «Подольские курсанты», «Девятаев». По его словам, «Учености плоды» самая дорогая для него и самая авторская из его работ, где он выступил одновременно как продюсер, режиссер, сценарист, и даже исполнитель одной из ролей.

Военные темы не случайно притягивают режиссеров и зрителей: война щедра на драматические ситуации и конфликты и дает богатый материал для изображения характеров. Главное тут – умело материалом распорядится, а это, увы, получается не всегда. К слову сказать, все военные фильмы под маркой Угольникова отличает некоторая плакатность и прямолинейность. Вот и на этот раз история, сулившая много интересного, превратилась в нечто похожее на мыльную оперу. Может быть поэтому в кинотеатрах этот фильм с бюджетом 210 млн рублей собрал за первую неделю меньше 2 млн руб. И жаль сюжета, который хранил в себе столько интересных поворотов.

По сюжету, главная героиня Мария – красивая немка с холодным взглядом и поэтической фамилией Шиллер (Настасья Кербенген) — приезжает в оккупированное Михайловское, чтобы работать в музее Пушкина. Пушкина она ценит и любит, а русских презирает и с преувеличенным высокомерием смотрит на директора музея и вообще на всех местных, что не мешает ей влюбиться в одного из них – мастера по имени Сергей, которого играет Сергей Безруков (любопытно, что он уже играл главную роль в фильме, посвященном Михайловскому – «Пушкин, виски, рок-н-ролл», 2018 г., по повести Довлатова). В итоге, герои попадают между двух огней – на них с подозрением смотрят и свои, и чужие. Одновременно с любовью, между ними возникают и идейные разногласия: Мария почему-то убеждена, что русские не ценят наследие Пушкина, а значит, его следует увезти в Германию. Сергей, естественно, не может этого допустить, и предупреждает партизан.

Все это в кратком пересказе звучит интригующе, но на экране превращается в мелодраматическо-героическое мыло с шаблонными немцами, шаблонными партизанами, знакомыми поворотами сюжета и ходульными страстями. Даже сцена, где местный житель (его, кстати, неплохо сыграл актер Андрей Некрасов) признается в предательстве, выглядит надуманной – почти как в анекдоте «и денег не дали, и перед ребятами неудобно получилось».

Само название «Учености плоды» (цитата из «Евгения Онегина») вроде бы призвано намекать, что ученость не приведет героев к добру. Сразу представляются интеллигентные идеалисты, которые попадут в переделку, потому что хотели как лучше, а получилось как всегда. Но никаких особых плодов учености в фильме мы не увидим. Зато есть карикатурно-высокомерные злые немцы в форме с иголочки, включая главную героиню, на чьи стройные ноги авторы почему-то специально обращают наше внимание. Есть приторно-услужливый директор музея (Игорь Угольников) и его излишне заботливая жена (Анастасия Мельникова). Есть местные жители, говорящие для большего колорита забытым псковским говором, и сельский мастер (Сергей Безруков), как заправский актер декламирующий «Евгения Онегина». И есть условные партизаны, совершающие в лесу налеты на отбившихся немцев и втыкающие им в грудь ножом листки со стихами Пушкина (нечто в духе Квентина Тарантино).

Условность и незатейливость большинства персонажей, за исключением главных героев, отчасти компенсируется тем, что фильм (а он длится почти 3 часа) насыщен действием, местами диалоги звучат убедительно и, в целом, можно отметить хорошую игру не только исполнителей главных ролей — Настасьи Кербенген и Сергея Безрукова – но и актеров второго плана – Анастасии Бутковой (Анисья), Андрея Некрасова (брат Анисьи), Андрея Горбачева (полицай Юпатов).

Чувствуется, что авторы сценария (а их трое – Е. Айзекович, И. Угольников и Н. Назарова) не лишены остроумия – забавные реплики типа «Ее (немки Марии) мужчина – это Пушкин» или (обращение героини к Безрукову) «Ты не второй сорт — ты высший сорт» или фраза главной героини «Что ж, каждый будет выполнять свой приказ» и т.д. Колорита добавляют детали, так или иначе связанные с Пушкиным (хотя и их можно было бы обыграть поинтереснее): посмертная маска поэта, которую герои периодически трепетно берут в руки, музыка из «Евгения Онегина», романс Ницше на стихи Пушкина, и немецкий офицер по фамилии Дантес, влюбленный в Марию Шиллер.

В целом, замысел авторов открыть для зрителей новую, необычную страницу нашей истории, конечно, заслуживает одобрения. Сама идея показать любовь и романтику а-ля ХIX век в усадьбе Пушкина на фоне войны века двадцатого, противопоставить культуру и традиции – их разрушению – интересна зрителям и выигрышна с точки зрения кинематографа. Жаль только что исполнение ее, как частенько бывает в нашем кино, подкачало. После просмотра остается ощущение, что если бы за дело взялись люди более умелые и тонкие, возможно, мы получили бы прекрасную работу, достойную лучших образцов советского военного кино. А так, увы, мы имеем очередную мелодраму, над которой, максимум, всплакнут домохозяйки, когда она (по словам авторов) выйдет в виде сериала на телеэкраны.