МОСКОВСКИЙ МОНИТОР
Понедельник, 20 Мая 2019 22:30
Культура
Крупным планом

Сергей Дворцевой: «Мне интересно снимать фильмы про людей, которые к чему-то стремятся»

0
21 февраля 2019 г. 10:55
Дмитрий Кузнецов
Сергей Дворцевой: «Мне интересно снимать фильмы про людей, которые к чему-то стремятся»

На российские экраны вышел фильм «Айка», участник основного конкурса Каннского кинофестиваля 2018 года. Он рассказывает историю киргизской девушки, приехавшей на заработки в Москву. Исполнительница главной роли Самал Еслямова получила в прошлом году в Каннах «Пальмовую ветвь» в категории «Лучшая актриса».

Кроме того, «Айка» вошла в этом году в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучшая лента на иностранном языке». И хотя фильм является результатом копродукции и официально считается казахским, он сделан по большей части на русском языке русским режиссером Сергеем Дворцевым.

Сергей Дворцевой, российский режиссер документального и игрового кино, родился в Казахстане в г. Чимкент. До 29 лет работал инженером по радиооборудованию в авиации. Затем окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров и стал заниматься кино. Многие кинокритики объясняют потрясающую энергетику фильмов Дворцевого совмещением приемов документального и игрового кино.

Премьера его первого игрового фильм «Тюльпан» состоялась в 2008 году на Каннском кинофестивале, лента получила главный приз программы «Особый взгляд». Создание  следующей картины – «Айка» – заняло шесть лет.  

– Как родилась идея фильма «Айка»?

– Я прочитал заметку в прессе о том, что в роддомах Москвы киргизскими женщинами были оставлены порядка 250 детей. Я прожил в Казахстане 29 лет и хорошо знаю азиатских женщин, для них это совершенно неестественная ситуация, они очень заботливы к детям. У меня сразу же возникло желание разобраться, почему так произошло. Я много общался с киргизками, узбечками чья судьба была похожая на Айку, и результатом явился этот фильм.

– Как ваш фильм попал в конкурс Каннского фестиваля?

– Директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо включил «Айку» в конкурс, посмотрев всего 40 минут фильма, при условии, что я его доделаю. Я дал ему слово, что закончу фильм в течение месяца. Для этого нашей команде пришлось работать чуть ли не круглосуточно. И все равно, после фестиваля я продолжал доделывать фильм, так что версия, которую вы увидите в прокате, примерно на 30% отличается от той, что была показана в Каннах.

– Почему Фремо взял ваш фильм в конкурс Каннского фестиваля, хотя тот не был закончен.

– Он большой эксперт кино, и, наверное, он понял, что это сильно. Мне вообще советовали не показывать недоделанный фильм. Я думаю, это был исключительный случай.

– Это правда, что вы сначала снимаете весь фильм на мини-камеру? Это ваше ноу-хау?

– Да. Получается как бы макет, по которому можно дальше править фильм. И в процессе съемки сценарий порой существенно меняется. Не всем режиссерам такой метод подходит. Также как и мой принцип снимать все сцены в хронологическом порядке. Отчасти из-за этого съемки «Айки» длились так долго.

– Чем вас привлекла актриса Самал Еслямова, почему вы ее взяли на эту роль?

– Я уже работал с ней в своем первом фильме «Тюльпан». Прежде всего, она талантлива. Она проживает свою роль. У нее природная органика. И у нее очень сильно работают глаза. Они очень многое передают.

– Самал из Казахстана, но играет киргизскую девушку?

– Да. Для подготовки к роли я отправил Самал на несколько месяцев в Киргизию. Там она изучала язык, киргизскую ментальность, и даже пластику киргизских девушек, которая у казахских женщин другая.

– Ваша героиня Айка – нетипичный гастарбайтер? Ведь не каждый гастарбайтер хочет открыть швейное дело?

– Бывает по-разному. Кстати, швейное дело – очень популярная история среди киргизов. Они зарабатывают здесь деньги, чтобы открыть швейный цех у себя. В Киргизии у них дешевое сырье из Китая. Они шьют и отправляют сюда. У всех гастарбайтеров есть какая-то цель – заработать на квартиру, на учебу, на свадьбу сына или дочери (у них культ свадьбы, и это дорогое мероприятие). Поэтому в чем-то Айка типична.

– То, что она работает в ветклинике – это не случайно? Вы хотели провести параллель с ее полуживотным состоянием?

– Для меня важным был эпизод с собакой, кормящей щенков. И мне надо было каким-то образом его вставить. Кроме того, я вообще люблю животных, и часто их снимаю, потому что они не врут.

– Почему ваш фильм заканчивается в самый напряженный момент?

– Потому что в этот момент мы понимаем, что героиня уже не отдаст своего ребенка, и это главный итог. Ведь история начинается с того, что она убегает от ребенка.

– Что бы вы ответили на монолог врача в конце фильма, где она спрашивает Айку: «зачем вы сюда едете, кто вас звал»?

– Это крик любого москвича. Ответ простой – если люди приехали, значит, их что-то заставило. В основном, это деньги.

– То есть, большое количество мигрантов в Москве не вызывает у вас протеста?

– Может быть, потому что я вырос и долго жил в Казахстане (в Чимкенте), у меня это не вызывает такой реакции. Мне даже нравится такая многонациональная среда. Этим Россия может быть и интересна. Как человек, я может быть, тоже иногда испытываю неудобство от этого. Но, может, завтра случится ситуация, когда я сам куда-то поеду работать. И тоже буду чужим. Например, поляки жалуются, что у них много украинцев. Но сами поляки часто едут работать в Англию. Я в этой картине не хочу давать рецепты. Я хотел обратить внимание на маленького человека. Я рассказываю об этой женщине, о таких как она. Они вот так живут и пытаются зацепиться в мегаполисе, который их выталкивает. По сути, мой фильм про маленького человека в большом городе.

– Как бы вы определили основную тему ваших фильмов – это фильмы про «маленького человека»?

– Я стараюсь не анализировать самого себя. Так получается, что и в предыдущем моем фильме «Тюльпан» и в этом главный герой хочет поменять свою жизнь, вырваться из круга обстоятельств. Мне интересно снимать про людей, которые к чему-то стремятся. Проблема многих режиссеров в том, что сняв успешную картину, они начинают анализировать причины этого успеха, чтобы его повторить. В результате, пропадает самое главное – спонтанность творчества.

– То, что ваши фильмы имеют узкую аудиторию в сравнении с коммерческим кино – не отбивает желания работать? Например, если вы знаете, что «Айка» пойдет – в каком количестве кинотеатров?

– В ста пятидесяти. Просто я работаю не только в России. Да, я русский режиссер, но я работаю с западными продюсерами, с западными компаниями, мои фильмы – это всегда копродукция (совместное производство), их показывают по всему миру. Я не могу сказать, что их мало смотрят – например, «Тюльпан» был в прокате в 50 странах, и с «Айкой» будет тоже самое. Как только артхаусная картина попадает в главный конкурс в Каннах, перед ней открываются двери мирового кинематографа.

– Все равно это небольшой прокат.

– Я же осознаю, что у нас зритель с испорченным вкусом, он смотрит штампованные фильмы, сериалы. Но я знаю, что я могу делать, и моя задача делать хорошие фильмы, хорошую драматургию, потому что такие картины как «Айка» смотрят долго.

 

Подробно
Кино, которое возбуждает желание жить
Крупным планом

Подвел свои итоги 41 Московский международный кинофестиваль.

В этом году в программе ММКФ было показано 213 фильмов из 64 стран мира.  В основном конкурсе участвовало 13 картин, из них 3 российские и одна казахская на русском языке, которая, собственно, и получила главный приз – «Золотого Георгия».

Далее
«Война Анны» стала лучшим фильмом года
Крупным планом

В Москве состоялась ежегодная церемония награждения киноакадемии «Ника». Главного приза в номинации «Лучший фильм» удостоилась картина Алексея Федорченко «Война Анны». Таким образом, фильм Федорченко собрал в этом году три главные кинонаграды – приз критики «Белый слон», приз Киноакадемии «Золотой орел» и «Нику». «Куда бы еще пойти с этим тортиком?» – пошутил Федорченко, получая награду на сцене. Это первая «Ника» в его фильмографии. 8-летняя Марта Козлова, сыгравшая Анну, так же удостоилась «Ники» за лучшую женскую роль.

Далее
Сериалы, которые всех впечатлили
Крупным планом

27 марта в Москве были награждены лучшие телесериалы 2018 года и их создатели. Награды вручала Ассоциация продюсеров кино и телевидения, которая и выступила организатором премии.

Далее

Онлайн новости