Страх, страдания и эпидемии на полотнах извеcтных художников

Лихорадка Эбола, глобальная напряженность, войны и террор, боязнь смерти и бедности — все эти страхи сопровождают современного человека. Всевозможные пандемии приводили к миллионам жертв, а искусство талантливо визуализировало исторические катаклизмы и людские фобии. Так как в разные эпохи к пандемиям относились по-разному, художники предлагают несколько вариантов самых распространенных общественных стереотипов.


Первый вариант: страх

Кто виноват в эпидемии: Бог наслал

Что делать: молиться

Во все времена любую болезнь население воспринимало как наказание небес, Божью кару за человеческие грехи. В Средневековье, когда в Европе началась эпидемия чумы, все ожидали конца света. Французский историк Жан Делюмо пишет, что сначала власти и врачи старались не замечать эпидемии, чтобы успокоить себя и население. По его мнению, в этом играл роль подсознательный страх перед необходимостью противостоять смертельной опасности. Церковники же действовали по привычной схеме: призывали молиться.

В произведениях того времени очевидно настроение художников, которые призывают не воевать, а смириться с положением дел. Впрочем, такие настроения сопутствовали эпидемиям и впоследствии: болезнь изображалась в виде монстра, «выкашивающего» население.

Иллюстрация «Похороны жертв чумы в Турне» из «Хроник Гилля Майзета» 1272 – 1352 годы

Питер Брейгель старший «Триумф смерти»

Питер Брейгель «Триумф смерти» фрагмент

Арнольд Беклин «Чума» 1898 год

Обложка французского журнала начала XX века


Второй вариант: вера в победу

Кто виноват в эпидемии: микробы, крысы, грязь

Что делать: бороться

С окончанием эпохи Средневековья и началом Нового времени с его просвещением и расцветом науки, к пандемиям начали относиться как к вызову врачам и ученым. Больше никаких монстров на картинах и плакатах, только сила человеческого духа и ощущение близкой победы. Впрочем, широкие слои населения продолжали и продолжают до сих пор воспринимать эпидемию как конец цивилизации – страхи Средневековья продолжают сидеть в подсознании.

Отиай Ёсиику «Трое могучих мужчин побеждают оспу» 1870-е

Отиай Ёсиику «Лечение оспы» 1862

Французский плакат XVIII века «Позаботился о вакцине – победил оспу»

Кимура Такэдзиро «Уничтожая холеру» 1886

Тайсо Ёситоси «Иллюстрированный рассказ о профилактике холеры» 1877

Датский плакат о борьбе с туберкулезом

Советский плакат 1920-х годов о борьбе с туберкулезом


Третий вариант: смирение и наблюдение за тихим угасанием

Кто виноват в эпидемии: злой рок

Что делать: ждать смерть

Художник может найти эстетику во всем, даже в смерти. Так, Василий Поленов изобразил русскую студентку Елизавету Богуславскую, приехавшую в Рим учиться, но тяжело заболевшую и умершую от туберкулеза. Эгон Шиле, австрийский художник начала XX века, пошел дальше: умирающий от эпидемии испанского гриппа художник изобразил на портрете себя и свою уже покойную беременную жену вместе с неродившимся ребенком.

Василий Поленов «Больная» 1886 год

Английский плакат середины XIX века The Prevailing Epidemic. Под названием идет подпись: «Можешь смеяться, мой мальчик, но ни одна шутка не кажется забавной, когда у тебя грипп»

Эгон Шиле «Семья» 1918 год


Последний вариант: ирония

Кто виноват в эпидемии: человеческая глупость

Что делать: ничего, пусть невежды умирают

Юмор спасает в любой ситуации. Карикатура английского художника Джеймса Гилрея была помещена в издании антипрививочного общества: здесь высмеивается прививка от оспы, сделанная на основе коровьего штамма заболевания. Художник изобразил быков, вылезающих у людей из самых неожиданных мест.

Джеймс Гилрей «Коровья оспа или неожиданные эффекты новой прививки» 1802 год

В XIX веке в России было несколько волн заболеваний холерой. Интересно на эту тему «пошутил» русский художник Павел Федотов. Он создал картину, сюжет которой объяснил в стихотворении, написанном на обороте работы:

«Как лукавого в грехах

Наш брат вечно укоряет,

Так, когда холеры страх

В городе гуляет.

Все всему она виной,

Всё холера. Так, иной

Чуть до вкусного дорвётся,

Не утерпит — так нажрётся,

Что в здоровую-то пору

Переварить желудку впору.

Так подчас забывши страх,

На приятельских пирах

Выпьют одного вина

По полдюжины на брата.

Смотришь – худо. Кто ж вина?

Все холера виновата»

Павел Федотов «Все холера виновата» 1848 год

В общем, на эпидемию можно смотреть с разных точек зрения. Осталось только понять, какую из них пытался продемонстрировать автор картины, изображающий вирус Эболы:

Картина, изображающая вирус Эболы в стиле Энди Уорхолла

Источник:http://www.be-in.ru/review/33968-smert-i-bolezni-v-predstavlenii-hudozhnikov/