Театр превращается в уборную, или На что тратят власти миллиарды бюджетных рублей? (фото, 16+)

В Москве открылась выставка-перфоманс «На дне» с говорящими иллюстрациями той ситуации, которая сложилась в театральной среде. На плакатах можно ознакомиться не только с «голыми» тенденциями на российских подмостках, доводящими порой до тошноты, но и расходами, понесенными государством на постановки известных и не очень деятелей искусства.

Независимый Фонд развития культуры «Искусство без границ» представил на территории дизайн-завода FLACON выставку «На дне», на которой можно увидеть фото из разных городов: Москвы, Петербурга, Перми и Екатеринбурга.

Негативные тенденции в современном театре наглядно отражают масштабные картины, представленные на выставке: на фотополотнах можно увидеть, насколько вольны в пренебрежении моралью и приличиями нынешние «творцы» сценического действа. Кроме того, у каждого зафиксированного эпизода скандальных постановок указана сумма, выделенная на проект из государственной казны. В большинстве случаев, от «ценника» захватывает дух.

Где моральная грань допустимого на сцене? Должно ли это провокационное искусство быть профинансировано бюджетом? Эти вопросы послужили и поводом для общественной дискуссии по теме современного отечественного театра в ходе выставки «На дне».

«На выставке представлены кадры скандальных, резонансных постановок последних лет, — приводит агентствоРидус слова представителя фонда „Искусство без границ“ Андрея Грознецкого. — Во многом эти постановки сформировали некую театральную моду, формировали направление и тенденции. Далеко не всем эти вещи нравились. Ряд постановок, в том числе и знаковых в главных российских театрах, вызывали обсуждения, споры, скандалы. Многие из них сняты с репертуара не только по причине скандальности — народ перестал ходить».


«Работая с открытыми источниками, представители Фонда выяснили, что большинство скандальных постановок ставились с участием бюджетного финансирования. Это миллионы, десятки миллионов рублей. А после мы наблюдаем резко негативную реакцию, причем не только со стороны критиков, но и со стороны зрителя: сходив один раз на провокационный спектакль, второй раз он туда не возвращается. О таких спектаклях в СМИ говорят, как о вызове, о новом слове в театральном искусстве, а в зале — проплешины после премьер».



Выставку фонда «Искусство без границ» посетил депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. В свое время Герасимова знал каждый ребенок нашей страны по образу романтичного робота Вертера в «Гостье из будущего». Очевидно, что опыта в театральной сфере народному артисту Российской Федерации не занимать, однако и он был поражен тем, до каких крайностей порой доходят режиссеры в отчаянных попытках эпатировать зрителя. А о бюджетном финансировании подобных спектаклей и речи быть не может, убежден Герасимов:


«Они формируют в сознании зрителя, среди которого есть и подрастающее поколение, то это — норма: в классике делать все, что захочется, в открытую на сцене заниматься сексом. А ведь это идет от отсутствия таланта: ты не можешь нормальными средствами сделать интересный спектакль».

«В своем театре режиссер имеет право ставить и показывать все, что он хочет, но тогда пусть делает это за свои деньги», — резюмировал Герасимов.

Выставку «На дне» посетило довольно много людей, среди которых были представители театральной общественности, политики, писатели и актеры. Экспозиция вызвала оживленную дискуссию о том, что допустимо на театральной сцене. Но основной вопрос касался того, как государственные органы должны реагировать на провокационные постановки.

Фонд «Искусство без границ» разработал общественную инициативу, обращенную к Министерству культуры и ведущим политикам страны, поведал «Ридусу» Грознецкий. По мнению инициаторов обращения, сложившуюся за последние годы ситуацию в театральной среде следует изменять, издевательства над классикой и моду на разврат необходимо лишить бюджетного финансирования, а государству следует поддерживать настоящее искусство, а не провокации и издевательства над классическими сюжетами.

«Учитывая, что я имею прямое отношение к театральной, законотворческой деятельности, я должен был досмотреть спектакль до конца. Хотя после той сцены, где героиня присаживается на сцене и писает перед зрительным залом, мне, конечно, хотелось уйти. Меня учили, что искусство должно делать людей чище, давать им шанс, надежду, перспективу в жизни, но когда ты ощущаешь в зале запах мочи со сцены, то мне становится стыдно и неловко. Я был один, но ели бы я был с детьми, внуками или супругой, я бы наверняка ушел», — поделился с журналистами впечатлениями от просмотра одного из спектаклей («Анна в тропиках», электротеатр «Станиславский») актер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов.