Учебный эксцесс

Родители учеников
московской школы номер 118
выступили с открытым письмом к общественности. Они опасаются, что школа, где
учатся их дети, будет неправомерно закрыта.

«Открытое письмо в куда-то непонятно куда


  1. Описание сложившейся ситуации

6-го января, во время школьных каникул, руководитель департамента образования г.Москвы Исаак Иосифович Калина посетил ГОУ ЦО №118 г.Москвы для проверки соответствия учебного процесса ФГОС второго поколения. Вскоре после этого стало известно, что соседняя прогимназия №1733 планирует расширить свои учебные площади за счёт присоединения здания школы №118, мотивируя это малокомплектностью школы (320 человек вместо 500, на которых рассчитано здание, при том что 1 этаж здания занят коммерческим образовательным учреждением). Сценарий слияния не устраивает прогимназию, основным намерением является забрать здание как недвижимость и выселить учеников во второе здание школы №118, служащее целям дополнительного образования.
В рамках Программы развития системы образования Москвы на период 2012-2016 годов московские школы перейдут на подушевое финансирование, зависящее от количества учеников в школе и их успеваемости. Экономически обоснованная политика укрупнения школ, проводившаяся О.Н. Ларионовой до прихода на пост руководителя Департамента образования И.И. Калины, была связана со слиянием небольших по численности школ, испытывающих сложности с набором детей в 1й класс, с расположенными рядом большими школами (таким образом в 2010-2011 году было реорганизовано 25 малокомплектных московских школ).

С приходом на пост руководителя И.И.Калины политика реорганизации изменилась. На место слияниям пришли расформирования школ, в т.ч. не испытывающих проблемы с набором детей.


  1. Государственная политика в сфере образования и соответствие школы №118 её требованиям

В настоящий момент российское образование нацелено на развитие института дополнительного образования в части обеспечения личностных и межпредметных результатов образования по ФГОС второго поколения. ГОУ ЦО №118 с 2005 года реализует совместную работу начальной/общей ступени образования и компонента дополнительного образования. В рамках компонента дополнительного образования детям предоставляется возможность обучаться в школе самбо, музыкальной школе, хореографической школе, в студии лепки и живописи, в кружке бисероплетения. Все секции, школы, кружки и студии, реализуемые в здании дополнительного образования школы №118, известного как «Дом творчества», отмечены призами и почётными наградами районного и общегородского уровня за высокий уровень преподавания и результатов обучения.

Немаловажной является также абсолютная бесплатность обучения в школе №118 для учащихся – как основного, так и дополнительного компонента образования. Родители учащихся на добровольной основе оплачивают только школьное питание, которое предоставляет внешняя организация.


  1. Нарушения государственной политики в сфере образования в ситуации конфискации школьного здания

Конфискация основного учебного здания у школы №118 сопряжена с рядом нарушений, на основании которых мы, родители учащихся школы №118, считаем необходимым противодействовать этому процессу.


А. Разрушение единственной в районе системы слияния начального, общего и дополнительного образования

. Школа №118 является единственной школой полного дня в Ломоносовском районе г. Москвы. Это единственная возможность семей, где оба родителя работают, предоставить качественное образование ребёнку при обеспечении его безопасности.


Б. Разрушение экспериментальной школьной площадки

. Школа №118 является одним из инициаторов проекта «Шестилетняя начальная школа», реализуемой в рамках реализации постановлений Правительства Москвы и Департамента образования по экспериментальной отработке модели шестилетней начальной школы для обеспечения всесторонней педагогической поддержки и социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднюю школу. Задачи этого экспериментального проекта реализуют требования ФГОС второго поколения:

  • создание условий для обеспечения интеграции дошкольного образования (в рамках дополнительного образования Центра образования) и школы (в рамках 1-й ступени обучения), преимущественно опирающиеся на игровую деятельность, с целью создания поддерживающей среды обучения младших школьников;

  • создание условий для расширения сферы общения учащихся 1-й ступени обучения с целью обеспечения безболезненного перехода учащихся с 1-й ступени обучения на 2-ю ступень, а также для решения проблемы коммуникативной направленности обучения и воспитания школьников;

  • обеспечение взаимосвязи 1-й и 2-й ступеней обучения за счет перевода педагога-наставника (воспитателя ГПД) из 4-го класса 1-й ступени обучения в 5-й класс 2-й ступени обучения;

  • программное раскрытие содержания установки «научить учиться» как основной цели обучения и воспитания;

  • раскрытие путей и возможностей органичного объединения содержания изучаемого материала с личным опытом ребенка;

  • диагностирование изменений психологического состояния каждого ребенка, учитывая все диагностические показания, включая уровень обученности (успеваемости).


В. Нарушение прав родителей в части выбора образовательного учреждения для своих детей

. В соответствии с последней редакцией закона «Об образовании», родитель имеет право на выбор образовательного учреждения для ребёнка. В пределах шаговой доступности нет другой школы, обеспечивающей слияние начального/основного образования с дополнительным; таким образом, родителям школы №118 фактически отказывают в сделанном ими выборе формы образования.


Г. Несоответствие планов по сокращению учебных площадей школы №118 основным требованиям, предъявляемым к учебным площадям

. Здание дополнительного образования, куда собираются выселять школу №118, не соответствуетСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189:

  • отсутствует территория, достаточная для оборудования физкультурно-спортивной зоны, зоны отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе. В настоящее время в распоряжении школы оборудованный стадион (ремонт — конец 2011 г.), спортивная площадка для игр с мячом, площадка с тренажерами, оборудованная зона отдыха (все это примыкает непосредственно к школьному зданию, которое решено передать прогимназии);
  • помещения здания приспособлены к работе по программам дополнительного образования, в настоящее время не представляется возможным организовать в них образовательный процесс по общеобразовательным предметам;
  • отсутствуют помещения для организации питания обучающихся.


Д. Разрушение института дополнительного образования в районе

. Здание дополнительного образования школы №118 предоставляет жителям района высококачественное и доступное дополнительное образование. Школа самбо «Алкид», хореографическая школа «Радуга», и другие секции, окажутся лишёнными своих учебных площадей в Доме творчества и будут вынуждены прекратить существование. То есть, конфискация учебного здания у школы №118 затронет не только 350 человек учащихся в школе и их родителей, но также и других жителей района, дети которых посещают занятия в Доме творчества (2500 учащихся).


  1. Вывод

Таким образом, нам представляется необходимым на основании вышеизложенного остановить инициативы по конфискации основного учебного здания у школы №118 и защитить единственную в районе школу полного дня, обеспечивающую слияние начальной/общей школы с компонентом дополнительного образования и реализующую проект «Шестилетняя начальная школа», а также здание Дома творчества, реализующее качественное дополнительное образование детей в Ломоносовском районе г. Москвы.