Московский

Монитор
Суббота, 21 Сентября 2019 15:22
Культура
Крупным планом

Изысканный фарфор французских королей

0
29 ноября 2017 г. 15:58
Владислав Бурундуков
Изысканный фарфор французских королей

По российским музеям курсирует интереснейшая выставка «Фарфор французских королей». Свыше двухсот выставленных на стендах изделий некогда украшали банкетные залы королевского двора. В экспозиции от Эрмитажа и Ленинградского государственного музейного фонда представлена посуда крупнейших фарфоровых заводов – Севрской мануфактуры и частных фабрик Парижа 18-19 веков.

Выставки стали частью масштабного музейного проекта, призванного продемонстрировать зрителю красоту и богатство фарфоровой утвари, некогда украшавшей императорские дворцы по всему миру. На самом деле, французского фарфора в музейных собраниях не так уж и много. Во всяком случае, его гораздо меньше, чем изделий, изготовленных на немецких мануфактурах. Кроме того, было решено разбавить посудную экспозицию предметами декоративно-прикладного искусства более ранних эпох – старинными шпалерами, вазонами, мебелью и даже роскошными антикварными часами.

Именно Севрская королевская мануфактура являлась основным поставщиком фарфоровой посуды для Лувра. Не все из изделий однако использовались для сервировки стола. В ходу были еще и так называемые парадные сервизы, изготовление которых ознаменовывало какие-либо крупные события в жизни королевского двора. Особой популярностью при дворе также пользовались отдельные предметы посуды – в основном фарфоровые тарелки, служившие для украшения интерьера.

Как правило, такая посуда, выпускавшаяся на частных предприятиях, была менее чопорной, чем продукция Севра, отличалась яркими красками и замысловатой ручной росписью. Модно было украшать фарфоровые блюда сценками из сюжетов литературных произведений и портретами известных личностей. Например, известной своей красотой куртизанки Нинон де Ланкло. А одно из центральных мест в экспозиции занимает сервиз, который специально был изготовлен для охотничьего домика в Фонтенбло последнего французского императора Луи-Филиппа.

Предположительно, большая часть предметов использовалась для подачи блюд королевской особе. Но, безусловно, самый загадочный экспонат выставки – блюдо, относящееся ко второй четверти 19 века с модной в то время имитацией панциря черепахи. На нем изображен ребус на французском языке, который до сих пор никто не смог разгадать. Это очень редкая вещь: скорее всего, она изготавливалась в единственном экземпляре и предназначалась в качестве подарка с зашифрованными в нем пожеланиями.

Хрупкий и дорогостоящий королевский фарфор издавна привлекал мошенников и мастеров, специализирующихся на изготовлении точных копий. Особое распространение производство подделок получило в 19 веке. Севрский фарфор умельцы начали подделывать сразу, и некоторые из них оказались такого филигранного качества, что отличить их от оригинала до сих пор очень сложно. Ориентироваться в хрупких произведениях искусства специалистам помогают заводские марки, росписи и особенности декорирования предметов.

 
Подробно
Кровавый бог самолетов
Крупным планом

Статья шведского социолога Виктора Хельге Смугфлюгсона «Авиация: кровавый культ», опубликованная в летнем выпуске International New Ethic Bulletin, ещё не переведена на русский, но мы спешим ознакомить читателя с её основными положениями: резонанс, произведённый ею в СМИ и соцсетях, показывает, что она выражает тренды в развитии мировой общественной мысли.

Далее
Кино интересное и неинтересное: заметки о кинофестивале «Окно в Европу»
Крупным планом

На днях Выборге завершился ежегодный, второй по значимости (после Кинотавра) фестиваль российского кино под названием «Окно в Европу». С Европой фестиваль связан весьма отдаленно, разве что некоторые фильмы программы «Копродукция» сделаны в партнерстве с европейскими странами. Так что речь пойдет, в основном, о нашем новом отечественном кино, площадкой которого уже 27-й год является фестиваль.

Далее
Под знаком Быкова
Крупным планом

В Выборге открывается очередной XXVII фестиваль российского кино «Окно в Европу».

Фестиваль этого года будет посвящен памяти Ролана Быкова (1929 – 1998), советского актера и режиссера, автора знаменитого фильма «Чучело» и других фильмов для детей. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. На эмблеме фестиваля мы видим кадр из его фильма «Айболит-66».

Далее
Зулейха открывает глаза зрителей
Крупным планом

В Москве подвел итоги первый фестиваль экранизаций

Фестиваль экранизаций «Читка», который проходил в Москве с 20 по 23 июня, назвал самой ожидаемой экранизацией сериал «Зулейха открывает глаза» по книге Гузели Яхиной. На фестивале были показаны отрывки из сериала, а полностью его планируется показать осенью на канале «Россия 1». 

Далее

AnaRender