Модные семена: Сергей Пластинин рассчитывает вложиться в дизайн Воронежского семенного завода?

Правительственная комиссия по иностранным инвестициям готовится согласовать сделку по передаче французского семенного завода «Танаис» в Воронежской области новому собственнику. Завод был построен в 2017 году семеноводческой компанией Lidea. Компания входит в десятку крупнейших семеноводческих компаний, имеет 8 заводов в странах ЕС, но воронежское предприятие – самое современное и перспективное. В сентябре 2023 года чистая прибыль «Танаис» составляла 1,2 млрд рублей. Тем не менее, Lidea вынуждена отказаться от этого актива, как и от бизнеса в России в целом. Завод готовится обрести нового собственника, уже под юрисдикцией РФ.

По сложившемся после 2022 года «правилам игры», компании из недружественных стран, покидая Россию продают свой бизнес со скидкой не менее 50 процентов от реальной рыночной стоимости.  То есть, одобренный правительственной комиссией российский владелец завода «Танаис» получит его на очень выгодных условиях. Как сообщает ряд осведомленных телеграм-каналов, среди бизнесменов, заинтересованных в покупке воронежского предприятия, отметилась знаковая фигура из недавнего прошлого: это основатель «Вимм-Билль-Данн» и бренда одежды «Kira Plastinina», Сергей Пластинин.

По поводу его кандидатуры известно, что Пластинин не новичок в сфере агробизнеса. Ныне замминистра сельского хозяйства РФ Елена Фастова до карьеры чиновницы работала топ-менеджером в компании «Вимм-Билль-Данн». Она рассказала порталу «Агроинвестор», что Сергей Пластинин по крайней мере до середины 2010-х годов владел в РФ долями в  сельскохозяйственных предприятиях. Однако, в 2015 году бизнесмен избавился от последнего сельхозактива – он продал свою долю в 50 процентов акций рязанского холдинга «Молочный продукт».

После этой сделки Пластинин надолго потерял интерес к делам в России. Он сосредоточился на развитии проекта своей дочери Киры в сфере производства модной одежды. С 2008 года Пластинин вложил километры нервов и десятки миллионов долларов в бренд, в попытках придать ему международный статус. На пике развития, в 2008 – 2013 годах под брендом «Kira Plastinina» функционировали 279 магазинов в 7 странах. Сопутствующим бизнесом также можно считать 56 бутиков под брендом Lublu. Бутики работали в 16 государствах: как в странах СНГ, так и в «дальнем» зарубежье – США, Китай, Великобритания, Италия, Филиппины.

И хотя взаимосвязь неочевидна, похоже, именно усердие в продвижении бренда «Kira Plastinina» сослужило предпринимателю плохую службу. Заявка бизнесмена на покупку семенного завода «Танаис» под Воронежем была завернута Минсельхозом. Почему? Есть нюанс – новым владельцем завода компании Lidea должен стать гражданин РФ, без «параллельного» иностранного гражданства – этот момент принципиален, из-за стратегической важности завода для всей агросферы РФ. Однако, по поводу Сергея Пластинина присутствуют сомнения, хотя сам он публично о двойном гражданстве никогда не заявлял.

Но некоторые умолчания легко просчитываются. В апреле 2008-го в интервью газете «Ведомости» Сергей Пластинин поделился планами потратить на проект своей 16-летней дочери по производству дизайнерской одежды около 100 млн долларов. Более 30 млн долларов были заложены в маркетинговые расходы в США. Кира Пластинина, в силу возраста, не могла распоряжаться такой суммой. Естественно, продвижение фэшн-бизнеса дочери в Америке лежало на плечах амбициозного отца.

В те травоядные времена, в отсутствии санкций, бизнесмены из России, имевшие смелость проявить себя на американском рынке, обзаводились грин-картой. Грин-карту получали в обмен на инвестиции в 800-900 тыс. долларов, плюс создание в США предприятия на десять рабочих мест. Так сильно упрощались многие проходные моменты: аренда недвижимости, учреждение компаний, поездки, переговоры с партнерами и т.д. По прошествии пяти лет обладатель грин-карты подавал на американский паспорт. Мало шансов, что Сергей Пластинин, продвигая в Америке бренд «Kira Plastinina» пошел каким-то иным, особенным путем.

Остается добавить, что продвижение бренда в США сорвал кризис 2008 года, да и в последующие годы проект «Kira Plastinina» был убыточным и не пользовался успехом.  В 2017 году партнеры российского юрлица «Кира Пластинина Стиль» подали в суд заявление о банкротстве компании, но сама Кира к этому времени была уже счастливо замужем в США за финансистом Треем Валлетом. Сейчас Кира Пластинина занимает должность вице-президента по управлению инвестициями финансового холдинга «Labora» в Далласе, штат Техас.

Однако, вернемся к основателю «Вимм-Билль-Данн». Возможное американское гражданство не единственное препятствие для Сергея Пластинина к ведению бизнеса в России, в современных условиях. В 2015 году, когда случилась крупнейшая в истории утечка документов офшорных компаний, в «Панамском архиве» был упомянут некто Mr. Sergey Plastinin. Интересы этого мистера обслуживала юридическая фирма Mossack Fonseca & Со. В списках юрфирмы Mr. Sergey Plastinin фигурировал как владелец фирмы Majorca Properties Ltd.

Фирма была зарегистрирована на Британских Виргинских островах и создавалась, судя по всему, ради двух целей. Первая: для продажи в 2011 году принадлежащих Пластинину 3,7 процента акций компании «Вимм-Билль-Данн» американской компании PepsiCo. Эта сделка принесла Сергею Пластинину 206 млн долларов. Вторая цель: для покупки недвижимости в Испании.

В те годы многие российские чиновники, депутаты и бизнесмены, массово регистрировали такие компании для покупки недвижимости за границей с расчетом оставаться в тени, как конечный собственник. Инвестор, вложивший в недвижимость в Испании от 500 тыс. Евро, мог претендовать на упрощенное получение вида на жительство. С 2013 года и до начала СВО по этой процедуре правительство Испании обеспечило видом на жительство около 14,5 тысяч иностранцев. В основном, граждан России и КНР.

Названные этапы в коммерческой биографии Сергея Пластинина – американский и испанский – заставляют предположить, что, даже если покупателем завода «Танаис»  станет компания, имеющая лишь неформальные связи с Пластининым, она будет несвободна от возможного давления из-за рубежа. Тогда как развитие семеноводческого предприятия под Воронежем является частью государственной стратегии по обеспечению продовольственной безопасности РФ.

К 2027 году завод должен выйти на полный цикл производства семян в России: подсолнечник, кукуруза, соя, сорго, рапс, кормовые травы. Это снизит зависимость отечественного агробизнеса от иностранных семян – сейчас она непозволительно высока. Как сообщил в марте глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский, по некоторым культурам зависимость от импорта достигает 90 процентов. Наличие у нового собственника «Танаиса» связей с Испанией и США вряд ли будет способствовать развитию семеноводческой отрасли в РФ.