Андрей Суздальцев: «С созданием офшорной зоны в экономику Крыма подтянутся российские банки»

Крым может превратиться в офшорную зону. Эту информацию, неофициально полученную РБК от одного из источников в правительстве, подтвердил и глава республики Сергей Аксенов, уточнив, правда, что «пока эта идея находится в стадии обсуждения». Представители Минэкономразвития, Совета Федерации и других правительственных органов пытаются найти удобный вариант, который позволит легально сохранять информацию об инвесторах, вкладывающихся в экономику полуострова.

На данный момент Крым является т.н. свободной экономической зоной (СЭЗ). Этот статус, присвоенный республике в 2015 году, предусматривает льготный режим налогообложения хозяйствующих субъектов — отмена налога на прибыль в федеральный бюджет и сниженная ставка этого налога в бюджет региональный, освобождение от налога на имущество сроком на 10 лет и от земельного налога на 3 года, а сниженный с 30 до 7,6% страховой тариф. Конечно, резидент взамен этого обязан вложиться в экономику Крыма – субъекты малого и среднего бизнеса вложить в первые три года 3 миллиона рублей, крупные предприятия – 30 миллионов. Статусом СЭЗ в Крыму сегодня пользуются 883 организации, в их числе, например – ФГУП «Массандра». Совокупный объем инвестиций по проектам СЭЗ составляет, по информации Аксенова, 80 миллиардов рублей.

Офшорные зоны привлекательны для инвесторов льготным режимом регистрации, налогообложения и лицензирования для компаний-нерезидентов. Информация о финансовых операциях таких компаний не подлежит разглашению. Офшоры подконтрольны целой группе международных организаций — МВФ, ОЭСР, Международная сеть налогового правосудия. Также правом контроля над офшорами обладают центральные национальные банки, в т.ч. и Центробанк РФ.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Суздальцев.


— С какой целью из Крыма хотят сделать офшор? Для привлечения в экономику республики частных инвестиций, поскольку содержание РК обходится недешево федеральному бюджету? Или все это чистой воды политика?

— Российский бизнес уже сейчас достаточно активно работает в Крыму, явно не опасаясь попасть при этом под антироссийские санкции. Другое дело – российские банки. Многие из них имеют международные представительства, и этот факт делает их весьма уязвимыми перед международными санкциями. Мне кажется, что придание Крыму статусу офшорной зоны создаст финансово-кредитным организациям дополнительные гарантии безопасности и «подтянет» таким образом их в крымскую экономику.

Кроме того, есть и международный капитал, инвестиции которого в экономику Крыма пришлись бы весьма кстати. Пока зарубежные компании вкладываться сюда не спешат, но офшорный статус, конечно же, изменит расклад сил и серьезно повысит инвестиционную привлекательность региона. По сути, превращение Крыма в офшор станет своего рода компенсацией всем возможным инвесторам – российским и, в большей мере, иностранным – тех рисков, что несет с собой режим антироссийских санкций.

Что касается политического аспекта, то мне не кажется, что он играет тут сколько-нибудь заметную роль. Не думаю, что превращение Крыма в офшор является частью «дорожной карты» по признанию международным сообществом Крыма как части российской территории. На мой взгляд, правительство РФ преследует тут цели чисто экономические – дать региональной экономике мощный стимул к развитию.


— Каковы перспективы у офшорной зоны в Крыму? У нас есть шансы оттянуть у киприотов и прочих хотя бы незначительную часть их клиентов?

— Перспективы, на мой взгляд, блестящие. Рано или поздно все офшорные зоны начинают работать, и выдают запланированный экономический эффект. Я уверен, что это произойдет и в Крыму, пусть и не сразу. В первую очередь, конечно же, на полуостров шагнет средний бизнес – он уже сейчас пристально всматривается в Крым, особенно в его северную часть, в Симферополь и другие города. С созданием офшорной зоны это движение среднего бизнеса станет еще интенсивнее.

Конечно же, не следует настраиваться на получение быстрого эффекта – мы с вами говорим именно о долгосрочной перспективе развития. Льготное хотя бы в первые несколько лет налогообложение обеспечит достаточно быструю отдачу капиталовложений, что, несомненно, привлечет на полуостров инвесторов. Но санация экономического климата Крыма, создание новых рабочих мест, рост занятости, рост уровня доходов у уровня жизни населения – все это рассчитано на долгосрочную перспективу.

Что касается Кипра, то он, как туристическая зона, уже сегодня Крыму не такой уж опасный конкурент. А тут еще россиян отлучили от родных и милых сердцу турецких и египетских курортов, так что шансы Крыма в этом направлении растут как на дрожжах. Что касается офшорных преимуществ – о туризме ведь я сказал «для связки слов» — то тут, как говорится, есть нюанс. Российский бизнес, впрочем, и не он один, не вкладывается в экономику Кипра, а использует только ее банковский кластер. По сути, кипрская экономика для иностранных компаний – один большой банк с тысячами счетов, на которых так удобно безопасно хранить и переводить деньги. Крым на это явно не рассчитан, его перспективы – именно инвестиционные. С банками в Крыму, как я уже сказал, сложновато, так что «сейфа» из крымской экономики не получится. На мой взгляд, Крым будет играть роль своего рода «бизнес-инкубатора» для перспективных идей и проектов, причем с очень благоприятным инвестиционным климатом.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: «Церковная цензура заменяет личности иконами»