Автолавки на благо россиян и… Дерипаски?

В мэрии Москвы недвусмысленно дали понять, что не поддерживают идею Минпромторга вернуть на улицы городов и весей торговые ларьки, палатки и т.п. Получается, столичные чиновники выступают против всего хорошего? Ведь инициатива Минпромторга выгодна и агропрому, и конечному покупателю, и даже автопрому (в ведомстве Мантурова подсчитали: благодаря этой инициативе в России могут появиться до 50 тысяч новых автолавок).

О том, что правительство РФ решило навести порядок в сфере несетевой торговли, стало известно в начале декабря, когда на сайте Госдумы появился проект поправок в Закон о торговле (sozd.duma.gov.ru/bill/601732-7#bh_histras). До этого он регулировал работу в основном торговых сетей, тогда как правила игры для нестационарных форматов регионы устанавливали самостоятельно.

Спустя два месяца Минпромторг прокомментировал смену курса. Крупные ретейлеры занимают только 30 – 40% рынка, заявил заместитель министра Виктор Евтухов. К тому же сети не поспевают за успехами отечественной пищевой промышленности.

«Производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов», – пояснил Евтухов (https://rg.ru/2019/02/10/minpromtorg-nameren-vernut-na-ulicy-rossijskih-gorodov-palatki-i-larki.html). Малый бизнес был бы рад составить конкуренцию, но развиваться ему просто негде.

«У нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах», – добавил замминистра. Как результат, предпринимателям приходится «ютиться в подвалах» или открывать киоски, чья судьба зависит «от личных предпочтений главы соответствующего муниципалитета».

В качестве панацеи Минпромторг предлагает развивать нестационарную торговлю. Но речь идет не о киосках, с засильем которых власти последние несколько лет сражаются «ночами длинных ковшей» и корректировкой ГОСТов, а об автолавках.


РАНЕЕ НА МОСМОНИТОРЕ:«Ночи длинных ковшей» могут стоить Москве миллиардных выплат

Среди основных новелл законопроекта – разделение собственно нестационарных торговых объектов (ларьков, павильонов, летних кафе) и так называемой развозной торговли, к которой отнесены автолавки. Сейчас, чтобы вести торговлю с колес, необходим договор с городом, в котором четко прописано, где может стоять автолавка.

Поправки дадут возможность вести бизнес в любом месте, предназначенном для такой торговли, свободно перемещаясь между точками (пока конкретные требования к таким местам не определены). Потребуется лишь свидетельство, которое будут выдавать местные власти.

По оценке Виктора Евтухова, если законопроект будет принят, в стране может появиться не менее 50 тысяч автолавок. «Например, мясокомбинаты с удовольствием, если бы были четко прописаны правила, развивали бы мобильную торговлю», – сказал он. Дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей.

Также Виктор Евтухов высказался в поддержку ярмарок и розничных рынков. «Продукты там и свежее, и зачастую качественнее, чем в супермаркетах, которые закупают большое количество полуфабрикатов или замороженной продукции», – пояснил он. При этом количество рынков в стране за 10 лет сократилось в 5 – 6 раз.

Согласно исследованию Retail Russia TOP-100, подготовленному аналитическим агентством Infoline, по итогам 2017 года доля ста крупнейших ретейлеров действительно составила 36%.

Судя по данным публичных компаний за 2018 год, доля сетевой торговли увеличилась: крупные игроки наращивают показатели, выдавливая с рынка более мелких конкурентов. Но такая экспансия позволяет сдерживать рост цен: бОльший объем закупок позволяет ретейлерам увеличивать частоту и глубину промо-акций, добиваясь более выгодных условий от производителей.

Российский пищепром не может похвастаться внушительными темпами роста. По данным Росстата, в 2018 году производство молока увеличилось на 3,6%, сыров — на 2,4%, пива – на 2,4%. Но главным сдерживающим фактором выступает не столько нехватка каналов продажи, сколько стагнация потребления: реальные доходы населения падают пятый год подряд.

Что касается торговых площадей, то и здесь предложение во многом следует за спросом. Но говорить о серьезном отрыве от заграницы не приходится. Так, по оценке Knight Frank, из десяти городов Европы, лучше всего обеспеченных торговыми площадями, половина — российские миллионники: Самара, Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и Москва.

К примеру, в Северной столице на 1000 жителей приходится 542 кв. м торговых площадей, в Самаре — 551 кв. м, пишет «Фонтанка» (https://www.fontanka.ru/2019/02/11/117/): У лидеров рейтинга, Варшавы и Мадрида, показатели почти в два раза выше — 823 и 726, соответственно, но, к примеру, Париж, Милан и Лондон остались лишь во второй десятке.

Давая свободу передвижения автолавкам, поправки Минпромторга ужесточают требования для обычных киосков и торговых павильонов. К примеру, вводят запрет на субаренду и многократное возобновление договора аренды. Ранее участники рынка прогнозировали, что это может привести к закрытию 80% таких объектов.

Если Минпромторг не скорректирует эти положения, владельцам ларьков придется уходить в тень или инвестировать в автолавки. Причем бенефициарами такой перемены выступят в первую очередь автопроизводители. «Это дополнительная загрузка автопрома. <…> Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура», – признался Виктор Евтухов.

Автолавка представляет собой легкий коммерческий автомобиль (LCV), снабженный холодильным или иным оборудованием. По данным «Автостата», в 2018 году в России было продано 110,8 тысячи LCV. Причем 44% от общего объема пришлось на продукцию ГАЗ, подконтрольную «Русским машинам» Олега Дерипаски.

Слова Виктора Евтухова о развитии «сопутствующей инфраструктуры» рисуют и другие заманчивые перспективы для оказавшегося под санкциями владельца «Русала». Ранее Минпромторг предлагал поддержать компанию разрешением продавать пиво в алюминиевых банках ночью, а также введением утильсбора на велосипеды, что должно было повысить внутренний спрос на алюминий.

В тройку лидеров рынка LCV также входят УАЗ и Ford. Французская PSA тоже хочет выйти на этот рынок и планирует продавать 40 тысяч машин в год. Таким образом, только эта компания сможет закрыть заявленную Минпромторгом потребность в 50 тысячах автолавок.

Но, по словам предпринимателей, от изменения закона в пользу автолавок выиграет, вероятнее всего, группа ГАЗ. «Она предлагает более бюджетные модели», – говорит директор пекарен «Месье Патиссье» Юрий Хононов.

Но пока участникам рынка не понятно, какие именно ограничения на передвижение автолавок предложат власти. «Если рынок не регулировать и разрешать машинам стоять, где они хотят, Дворцовая площадь превратится в одну сплошную парковку», – со ссылкой на Хононова продолжает «Фонтанка».

Директор по продажам мясного производителя «Мит Стар» Валерий Сергеев поддерживает либерализацию правил размещения автолавок. Но готовность компании инвестировать в данный бизнес будет зависеть от конкретных требований и условий. Рынки, по его словам, тоже перспективный канал сбыта для производителей.

«Но чтобы сделать их интересными для потребителя, нужны значительные инвестиции», – считает он. Таким образом, проводником нового курса Минпромторга снова выступит не малый, а, скорее, средний бизнес.


P.S.

Накануне в мэрии Москвы прокомментировали инициативу Минпромторга.

«В Москве система мелкой торговли уже сформирована. Мы эту ситуацию и то, что предлагает Минпромторг, уже пережили и сделали четыре года назад», — сказал источник РИА Новости (https://realty.ria.ru/20190211/1550677131.html).

Он уточнил, что никакого роста числа ларьков или малых объектов торговли в столице не планируется.

При этом собеседник в городской администрации заметил, что изменения, которые предлагаются Минпромторгом, должны обязательно учитывать особенности каждого отдельно взятого региона.

«Этот законопроект должен учитывать специфику разных субъектов, разных регионов, потому что, например, Чукотка, Москва или Магадан — это разные требования, разные погодные условия, а мелкая розница — это все-таки уличная сеть. Поэтому этот законопроект должен это учесть», — поделился он.

По его словам, на сегодняшний день в столице действуют больше 9 тысяч объектов мелкорозничной торговли.

Работа по оптимизации размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли, в том числе вблизи улично-дорожной сети была запущена в столице в 2010 году. Массовая ликвидация и перемещение киосков и ларьков началась в Москве после того, как мэр Сергей Собянин раскритиковал ситуацию с организацией торговли у метро.

Так, например, 2016 году столичные власти провели резонансный снос 104 торговых павильонов, объявленных в конце 2015 года самостроем.