Московский

Монитор
Суббота, 26 Сентября 2020 23:28
Экономика

Держи краба!

0
20 ноября 2017 г. 13:48
По материалам СМИ
Держи краба!

Крабовые квоты перераспределят в пользу брата губернатора Воробьева?!
В России могут измениться правила выдачи квот на вылов краба, пишет сегодня «Ъ». Если это произойдет, на крабовом рынке, годовой оборот которого оценивается в 110-120 миллиардов рублей, появятся новые игроки. В их числе отраслевые эксперты называют Русскую рыбопромышленную компанию, основанную в 2011 году (тогда компания имела другое название) Максимом Воробьевым и Глебом Франком.

“Ъ” удалось ознакомиться c резолюцией Владимира Путина от 3 ноября на письмо, в котором предлагается кардинально пересмотреть выдачу квот на вылов краба. Автор письма неизвестен, журналистам не удалось найти первую страницу, где обычно указываются исходящие данные. При этом резолюция президента, вопреки стандартной практике, стоит на второй странице.

На последней странице подпись авторов отсутствует. Однако источники “Ъ” уверены в подлинности письма, и на текущей неделе намечено отраслевое совещание, на котором будут обсуждаться внесенные предложения.

Авторы письма предлагают две главные новации. Во-первых, отказ от исторического принципа распределения квот на вылов краба и переход на их выдачу на основе открытого аукциона сроком на 10 лет, а не на 15-ть, как сейчас. При этом уже в 2019 году предлагается провести аукционы на квоты в размере 60 тыс. тонн, выданные в 2009-м, срок действия которых истекает в 2018 году (для сравнения: в 2016-м в РФ добыто 74 тыс. тонн краба).

Исторический принцип распределения квот предполагает, что компании, получившие квоты в 2000-х, автоматически продлевают их на следующий период, если соблюдают условия вылова. При переходе на аукционы никакой гарантии продления квот уже не будет, поскольку их участники должны будут соревноваться по цене. 

Вторая новация — отказ от инвестиционных квот для краба (когда компании могут получить квоты, пообещав построить суда-краболовы в РФ) под тем предлогом, что «строительство краболовных судов в силу их низкой технической вооруженности не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения».

Собеседники “Ъ” в отрасли считают, что такие решения могут быть выгодны новому крупному игроку с существенными финансовыми ресурсами, который хочет зайти на рынок и вытеснить мелкие компании. Так, источники издания называют Русскую рыбопромышленную компанию (РРПК), основные бенефициары которой — Глеб Франк и Максим Воробьев.

В мае РРПК впервые вышла на рынок краба, выиграв несколько тендеров на вылов. В компании не предоставили комментарий. При этом в письме упоминаются эти тендеры, в ходе которых за квоты на вылов 5 тыс. тонн краба победители заплатили 24,8 млрд. руб., «что превышает совокупную налоговую отдачу от всей рыбной отрасли за год». 

Россия является крупнейшим экспортером краба в мире. Квота на его вылов в этом год составляет 80 тыс. тонн в Дальневосточном бассейне и 15 тыс. тонн — в Северном.

В Северном бассейне крупнейшим игроком является Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК), его возглавляет Алексей Заплатин, гендиректор АО «Архангельский траловый флот» и ООО «СЗРК-Мурманск» (долями в этих компаниях напрямую или опосредованно владеют петербургские бизнесмены Дмитрий Озерский, Геннадий и Мария Миргородские). 

На Дальнем Востоке — «Океанрыбфлот» (совладельцы Валерий Пономарев, Игорь Евтушок и Де Ен Тяк), Тихоокеанская инвестиционная группа Сергея Дарькина и ряд других игроков.

Действующие участники рынка, а также судостроители называют обе предлагаемые в письме меры ударами по своим отраслям. Аукционная система распределения квот начала 2000-х признана пагубной, отмечает глава Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков.

После первых аукционов по крабу 2004 года было принято решение не возвращаться к подобной схеме — большинство предприятий разорилось, и на рынке остались игроки, работающие за счет иностранных кредитов, добавляет глава Ассоциации краболовов Севера Татьяна Соколова.

По мнению господина Дуплякова, изменение правил игры поставит на грань разорения более 60 дальневосточных компаний и грозит потерей 3 тыс. рабочих мест.

В СЗРК считают предложенные меры «тревожным сигналом для рынка». «Пользователям этого вида ресурса придется менять стратегию: надо будет готовить средства к новым аукционам, окупать эти вложения в течение следующих десяти лет, готовить средства на очередные аукционы через десять лет и при этом еще зарабатывать какую-то прибыль»,— отмечает глава совета директоров СЗРК Дмитрий Озерский.

«Получается, если бизнес становится прибыльным, нужно будет выкупить его на аукционе еще раз»,— добавляет он.

Собеседники “Ъ” подчеркивают: если компаниям с существующим флотом не удастся выиграть квоты, ситуация будет толкать их к браконьерству.

Исключение крабов из инвестиционных квот ставит крест на строительстве новых судов на российских верфях, уверен Александр Дупляков. Как говорил в середине сентября глава Росрыболовства Илья Шестаков, число новых краболовов по инвестквотам может быть ограничено 30 судами для Дальневосточного бассейна и 6–10 судами для Северного бассейна.

СЗРК уже разместил заказы на шесть судов на Выборгском заводе (общая стоимость около €180 млн, строительство начнется весной 2019 года), еще один краболов для владивостокского ООО «Антей» строит «Пелла».

Дмитрий Озерский заявил “Ъ”, что, если переход на аукционы будет одобрен, СЗРК будет вынужден отказаться от новых краболовов из-за дополнительных трат на аукционы и перейдет к модернизации текущего флота и покупке подержанных судов. Заместитель гендиректора ООО «Антей» Евгений Захарченко отказался от комментариев.

«У компаний теряется стимул по строительству новых судов, так как сроки окупаемости меняются и нет никаких гарантий, что они смогут выкупить на открытом аукционе необходимую им квоту»,— говорит гендиректор проектного бюро «Нордик Инжиниринг» Виталий Гвоздев.

По мнению господина Гвоздева, игрокам, резко нарастившим объем квот за счет победы на аукционах, придется экстренно приобретать старые суда — за рубежом или у тех компаний, которые уйдут с рынка.

Вопрос недостаточной технологической вооруженности краболовных судов преувеличен, считает директор конструкторского бюро «Восток» (входит в ЦТСС) Владимир Лисицкий: любой краболов оснащен ловушками для ловли и установкой для подачи морской воды с глубины обитания краба (в случае транспортировки в живом виде) либо фабрикой по его переработке. Он подчеркивает, что «в техническом плане краболов — далеко не баржа, хоть и уступает рыболовным судам».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3473023

Подробно
Хоронили доллар, порвали три юаня
Крупным планом

Американский доллар за последний месяц потерял более 4 процентов стоимости по отношению к другим ведущим валютам. Это самое провальное падение «вечнозеленого», начиная с 2010 года. По мнению ряда аналитиков, немощь доллара сигнализирует о скором распаде финансовой системы, сформированной в ХХ веке Бреттон-Вудским соглашением. Доллар уйдет «в отставку» с поста мировой резервной валюты, а его место займет либо золото, либо евро-юань, либо биткоин.

Далее
Деноминация рубля под аплодисменты поклонников СССР
Крупным планом

Народ в России заскучал по копеечным зарплатам – только так и можно объяснить неожиданный запрос на деноминацию национальной валюты раз этак в 100, а то и в 1000, как в 1997 году. Тему «лишних нулей» первым поднял на днях глава информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Далее к дискуссии присоединились авторитетные экономисты, причем – с особым энтузиазмом, так как тема «обнуления» до сих пор касалась только политиков.

Далее
Торговые центры пошли ко дну после столкновения с пандемией
Крупным планом

Минэкономразвития России 18 марта внесло поправки в законопроект, в соответствии с которыми арендаторы торговых площадей в ТЦ могут разорвать договор аренды в одностороннем порядке без штрафа до 1 октября 2020 года. В министерстве попытались смягчить принятую прежде Госдумой жесткую формулировку и оставить за владельцами торговых площадей и офисов хотя бы право на обеспечительный платеж в размере месячной арендной платы.

Далее
Авиакомпании отыграются на пассажирах за дорогой керосин
Крупным планом

Авиаперевозчики предупреждают о грядущем подорожании авиабилетов на 10%.  Причиной называют дорогой авиакеросин и малоэффективный механизм компенсаций на случай резкого роста цен на топливо. По мнению Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которое поддерживают эксперты ВШЭ и ГосНИИ гражданской авиации, демпфер не сможет спасти авиаторов от повышения цен на билеты. 

Далее

AnaRender