Договор дешевле денег, или Как Чемезов с Белозеровым вагоны не поделили

27 тысяч полувагонов, отданных «УВЗ-Логистикой» в аренду «РЖД» до 2018 года, приносят железнодорожникам неплохие деньги, с чем, судя по всему, не могут смириться в «Ростехе». Полюбовно договориться о возврате вагонов сторонам не удалось (а платить 4 миллиарда штрафа за разрыв договора, надо понимать, арендодатель вряд ли захочет). В итоге подчиненным Медведева пришлось вмешаться в этот спор Чемезова и Белозерова.

На днях у вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание по вопросу досрочного изъятия парка УВЗЛ из аренды ФГК (подконтрольна ОАО РЖД), рассказал источник, знакомый с ситуацией. Другой уточнил, что Дворкович появился на совещании ненадолго и по вопросу состоится еще одно обсуждение.

В аппарате господина Дворковича от комментариев отказались…

Как пишет «Ъ», в ноябре 2015 года, когда на фоне профицита вагонов на рынке наблюдался кризис, а средняя ставка предоставления полувагонов составляла 550–600 руб. в сутки, ФГК арендовала у УВЗЛ до конца 2018 года 27,2 тыс. полувагонов (из них 5,9 тыс. инновационных). Этот парк взят в лизинг УВЗЛ у «Сбербанк Лизинга» и «Газпромбанк Лизинга». Но в конце 2016 года президент передал Уралвагонзавод «Ростеху».

И уже этой весной «Ростех» начал работу по изъятию парка УВЗЛ, рассказал изданию человек”, знакомый с ситуацией. А в июле глава госкорпорации Сергей Чемезов обратился к президенту ОАО РЖД Олегу Белозерову с просьбой об «оперативном решении по возврату полувагонов в управление УВЗЛ до конца 2017 года» путем досрочного прекращения договора и увеличения арендной ставки «до рыночного уровня в 1,3 тыс. руб. за вагон в сутки до момента возврата вагонов».

Господин Чемезов пояснил, что ведется поиск решений по сокращению убытков компаний УВЗ, а основная причина сложного финансового состояния УВЗЛ — аренда вагонов «на нерыночных условиях». Ежемесячные потери он оценил не менее чем в 500 млн руб.

В конце августа господин Белозеров написал Аркадию Дворковичу, что текущие ставки аренды парка УВЗЛ превышают ставки по другим контрактам ФГК, «что подтверждает рыночный характер взаимоотношений». Глава ОАО РЖД предупредил, что при досрочном расторжении договора по инициативе УВЗЛ штраф в пользу ФГК составит около 4 млрд руб.

В УВЗ говорят, что договор УВЗЛ и ФГК не расторгнут, «компании ведут переговоры». В «Ростехе» и ФГК ситуацию не комментируют. В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что эффективность работы парка УВЗЛ под управлением ФГК выросла на 40% в первом квартале, до 24,5 млрд тоннокилометров. Своевременная помощь ФГК предотвратила изъятие вагонов УВЗЛ лизингодателями, добавляют в монополии.

В Минтрансе сообщили, что вопрос в компетенции ОАО РЖД и «Ростеха».

По словам источника “Ъ”, в ОАО РЖД считают, что контракт должен быть реализован до конца, иначе «должен быть штраф и возврат авансов в несколько миллиардов рублей», а «Ростех» настаивает на возврате вагонов без штрафа. При этом, по его словам, в госкорпорации нет единой позиции по будущему УВЗЛ: в УВЗ считают, что актив надо продать, а менеджмент «Ростеха» рассматривает возможность самостоятельного оперирования или передачи вагонов в аренду другой компании.

Два источника в отрасли слышали, что УВЗ планирует передать парк Первой нерудной компании (владеет щебеночными заводами) Артема Чайки. В ПНК оперативных комментариев “Ъ” не дали. В конце июня УВЗЛ возглавил Александр Самусев, возглавляющий и ООО УК ПНК (учредитель — Артем Чайка).

Как говорит источник в отрасли, ФГК за время аренды трижды поднимала ставки для УВЗЛ по просьбе УВЗ, в целом на 70%.

Рынок полувагонов перегрет, арендные ставки достигают 1,4–1,5 тыс. руб. в сутки, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. При заключении договора ставка аренды была сопоставима с доходностью оперирования, но с учетом индексаций она составляет около 1,1 тыс. руб. без НДС в сутки, полагает он.

ФГК в 2017 году заключила ряд долгосрочных договоров аренды по базовой ставке 850 руб. плюс 100 руб. сервисного сбора плюс 50% неотрицательной разницы между доходностью оперирования и базовой ставкой. То есть условия договора с УВЗЛ незначительно отличаются от контрактов с формульной ценой при меньших рисках для арендодателя, замечает эксперт.

УВЗЛ в октябре планирует сама начать оперирование или сдавать парк в аренду от 1,4 тыс. руб. в сутки. По мнению Михаила Бурмистрова, желание «Ростеха» использовать аппаратный вес, чтобы расторгнуть договор без штрафов и повысить доходы УВЗЛ, понятно. Но он считает, что «Ростех» недооценил риск изменения конъюнктуры: на рынке полувагонов дефицит сменится балансом уже к третьему кварталу 2018 года и перейдет к профициту в 2019 году.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3409831