Доцент МГИМО пригласил народ обсудить проблемы нефтепроводов



«Я сын знаменитого профессора-идеалиста Голубкова и сам приват-доцент, бегу из Петербурга к вам, к белым, потому что в Петербурге работать невозможно…»



М. Булгаков. «Бег»

В журнале Forbes от 18 ноября свежая статья доцента МГИМО Алексея Михеева «Инвестировать нельзя платить: почему госкомпании не выполняют план по дивидендам». «… Нам нужна не только кулуарная, но и общественная дискуссия и вокруг инвестиционной политики [гос]компаний и вокруг дивидендной», — пишет автор. И тут же предлагает и механизмы этой «общественной дискуссии»: «Спутником регулирующих органов и менеджмента госкомпаний на этом пути должны стать и рыночные инвесторы, и экспертное сообщество, и заинтересованные граждане в целом». Столетний лозунг революционеров 1917 года: «Каждая кухарка сможет управлять государством».

Редакторы «Форбса» нарисовали себе картину, как «заинтересованные граждане» обсудят инвестиции «Газпрома» или «Транснефти» в нефтепровод «Заполярье-Пурпе», «Северный поток-2», проблемы строительства новых НПС по трассе ВСТО и условия выплаты дивидендов на привилегированные акции? Нет, конечно, с ума редакторы журнала для крупного бизнеса не сошли.

В статье доцента для «объективности» упоминаются многие госкомпании, но из текста вопиет авторский надрыв о негативном облике «Транснефти». Пазл сложился. За год – десятки статей как под копирку о «плохой» «Транснефти», которая обижает акционеров с дивидендами. Время появления статей совпадает с подачей очередного иска против компании фондом UCP Ильи Щербовича. Последний безуспешно пытается заставить госкомпанию раскошелиться на дивиденды сверх положенного по утвержденному правительством Уставу. А лучше – выкупить по спекулятивно завышенной цене аккумулированный Щербовичем пакет привилегированных акций. Аккурат в пятницу 18 ноября Арбитражный суд Москвы очередной раз отказался удовлетворить иск Ильи Щербовича, потребовавшего от «Транснефти» доплатить 100,95 млн руб. дивидендов за 2013 год.

Атаку на «Транснефть» Щербович ведет всеми известными в практике гринмейла способами. В сентябре «Роснефтегаз» руководимый Игорем Сечиным купил пять (!) привилегированных акций «Транснефти» и запросил у монополии те же конфиденциальные документы по сделкам за три года, что ранее требовал фонд Щербовича. Не получив желаемого – опять в суд… На это московский арбитражный суд 22 ноября фактически поддержал Транснефть в праве не предоставлять документы. Но история на этом не закончится… Одновременно глава UCP инициировал ряд писем иностранных инвесторов в органы власти с жалобами на дивидендную политику «Транснефти». И как по мановению волшебной палочки в СМИ с репутацией «сливных бачков» пошла целая серия «разоблачительных» публикаций о Транснефти. Однако отхожий запах трудов «независимых расследователей» оказался слишком крепким. И вот появился новый автор «с именем» и трудом про «заинтересованный» в дивидендной политике народ.

Собственно, об аргументах доцента (или приват-доцента, если уже СМИ говорят о приватизированных UCP экспертах) Михеева. Михеев приводит цифры: в «Транснефти» 78 тыс. работников обслуживают 73 тыс. км трубопроводной сети, в американской Enbridge 11 тыс. сотрудников обеспечивают эксплуатацию 52,4 тыс. км трубопроводов. Причина тривиальна − в Америке государственную и частную собственность эффективно охраняет государство в лице полиции, а в России из трубопроводов при попустительстве этой полицииоткрыто воруют нефть и топливо . Основная численность сотрудников «Транснефти» приходится на охрану. Если же вторить приват-доценту Михееву и сравнивать эффективность «Транснефти» с Америкой, то американская же аудиторская компания KPMG недавно обнародовала аудит эффективности работы российской нефтепроводной системы, чего Михеев не мог не знать, интересуйся он темой. В сравнительномисследовании основных показателей деятельности за 2014-2015 годы трубопроводной монополии и компаний – мировых лидеров в области трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов, KPMG заключает, что тарифы, удельные операционные расходы, удельное потребление энергии на транспортировку и другие показатели у российской монополии много лучше, чем у сопоставимых конкурентов.

Приват-доцент Михеев сообщает, что «ни прессе, ни регулирующим органам» «ничего не известно» об изношенности нефтепроводов в России, а потому сомневается в обоснованности намерения «Транснефти» потратить в 2015-2020 гг. на ремонт трубопроводной сети в два раза больше средств, чем в 2010-2014 гг. Михеев прав − не рассылает «Транснефть» доцентам МГИМО, ни в СМИ отчеты о регулярно проводимых проверках состояния своих трубопроводов. «Дяде Васе» действительно проблематично будет принимать участие в «общественном обсуждении» проблем инвестировании в ремонт труб, не будучи знакомым с усредненной степенью коррозионного утончения стенок трубы на 535 км нефтепровода Самара-Брянск. В Минэнерго эти цифры известны, но обвинять в некомпетентности правительство − старая привычка приват-доцентов.

Сам по себе прием привлечения «прикормленных» экспертов не новый. Но обычно редакции солидных СМИ проверяют хотя бы цифры. Здесь же товарищ Михеев прямо на страницах Forbes откровенно лепит горбатого: ««Транснефть» решила сделать крупную ставку на снижение курса доллара по досадному стечению обстоятельств перед обвалом рубля в декабре 2014 года, потеряла 173 млрд рублей». На самом деле, и это было вСМИ , хеджируя риски по валютным займам, «Транснефть» заложилась на рост курса доллара с 35 до 50 рублей. А рубль рухнул до 80 рублей за доллар. Потеряли все валютные заемщики, реальные потери «Транснефти» составили 76,4 млрд рублей (а не 173). Больше других потеряла «Роснефть» — 122 млрд рублей. Тот же «Новатэк» потерял 20,2 млрд, а «Аэрофлот» 27,4 млрд. Почему приват-доцент МГИМО запутался в цифрах в век диссернета не так уже интересно…. «бежит к белым», потому что «в Петербурге работать невозможно…» Гораздо интереснее — почему это пропустили редакторы экономического раздела Forbes? Или редакция Forbes собирается к работе приглашать не только приват-доцентов, но и приват-профессоров, а в дальнейшем создать приват-академию?


P.S. Пока верстался номер


Суд отказал фонду UCP в выдаче запрошенного им беспрецедентного пакета в 3 тысячи документов о финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Транснефть» за 2013 — 2015 г.г.


22.11.2016. решением Арбитражного суда г. Москвы по искам Компании «Ю Си Пи Индастриал Холдингз Лтд.» истцу [ПАО «Транснефть»] надлежит предоставить два локальных нормативных документа ПАО «Транснефть» — «Политика управления валютными и процентными рисками» и принятый на основании этой Политики Регламент, действовавшие в 2011 году.