Электробусы Дерипаски не доехали до Москвы

Входящая в бизнес-империю Олега Дерипаски группа ГАЗ уступила КамАЗу почти 6,6-миллиардный контракт на поставку электробусов в российскую столицу. По данным источников «Ъ», причиной тому стало нежелание иностранных поставщиков сотрудничать с группой из-за введенных против Дерипаски санкций. Как раньше говорили моряки? Женщина на борту – всегда не к добру. (Другой вариант известной поговорки: баба на корабле – быть беде.)

ГУП «Мосгортранс» заключило с КамАЗом за 6,57 млрд руб. контракт жизненного цикла (КЖЦ, предполагает закупку техники и ее сервис в течение срока службы) на поставку 100 электробусов и 36 станций ультрабыстрой зарядки за 6,57 млрд руб., сообщили в департаменте инвестполитики Москвы. Техника должна быть передана в мае—октябре, срок обслуживания — 15 лет.

Москва — единственный регион, массово закупающий электробусы, и в 2017–2018 годах автозаводы активно боролись за этот новый рынок, отмечает “Ъ”. В итоге КамАЗ и группа ГАЗ Олега Дерипаски получили два идентичных КЖЦ на 100 машин каждый по 6,35 млрд руб.

Электробусы работают в Москве с осени 2018 года, поставки по этим контрактам завершатся к 31 марта.

В мэрии уточнили, что за полгода ЛиАЗ-6274 и КамАЗ-6282 перевезли 1 млн пассажиров. По словам вице-мэра Максима Ликсутова, «коэффициент выпуска на маршруты» у электробусов составляет 0,9–0,95, тогда как у троллейбусов не выше 0,8.

Но в СМИ регулярно обсуждают поломки техники — с момента ее торжественного запуска в сентябре 2018 года, тогда посреди маршрута остановился электробус с делегацией во главе с мэром Сергеем Собяниным.

В «Мосгортрансе» говорят, что машины «хорошо зарекомендовали себя в сложных погодных условиях». А представитель КамАЗа заверил, что крупных технических сбоев не было: «На начальном этапе техника требовала внимания. Чтобы не сломать ее случайно, электробусы уезжали на работы в парк».

Но в последнем конкурсе (заявки принимали до 20 декабря 2018 года) группа ГАЗ участия не принимала. Конкурс был признан несостоявшимся, заявку КамАЗа признали соответствующей условиям, и концерн получил контракт.

В группе ГАЗ пояснили “Ъ”, что не участвовали в тендере «из-за рисков, связанных с не зависящими от компании обстоятельствами», но заверили, что электротранспорт остается «приоритетным направлением» и концерн будет участвовать в следующих конкурсах.

Собеседники издания на рынке говорят, что у группы ГАЗ из-за санкций США против Олега Дерипаски возникли проблемы с комплектующими. По словам одного из источников, речь идет, в частности, об электродвигателе. Другой собеседник в связи с этим видит и риски, связанные с обслуживанием действующего КЖЦ ГАЗа.

6 апреля 2018 года Олег Дерипаска и его ключевые активы, в их числе группа ГАЗ, были включены в SDN-список Минфина США: его фигурантам закрыт доступ к финансовой системе США, американским гражданам и компаниям запрещено вести дела с ними.

Санкции против группы ГАЗ откладываются (пока до 7 марта).

В октябре вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что обсуждаются варианты вывода группы из-под санкций, в том числе вхождение государства или других инвесторов (например, Volkswagen). Но источники “Ъ” (https://www.kommersant.ru/doc/3866511) полагали, что немцы могут пойти на это только после решения о снятии санкций.

Но в группе ГАЗ уверяют, что проблем с выполнением текущего КЖЦ нет: «У нас есть несколько готовых решений по обеспечению запчастями с учетом различных сценариев развития событий. Именно для того, чтобы не подвести клиента, мы не пошли в новый тендер, так как на момент принятия решения мы не могли бы гарантировать выполнение контракта».

Согласно проекту договора КЖЦ с группой ГАЗ, штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщика (кроме просрочки) — это 0,2–10% от цены контракта или его этапа (чем сумма выше, тем доля ниже). В контракте указано также право заказчика расторгнуть договор в случае поставки некомплектного товара, срыва сроков и т. п., как и освобождение от неустойки в случае форс-мажора.

Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич полагает, что санкции в случае возникновения спора по госконтракту могут быть рассмотрены как форс-мажор, так же могут квалифицироваться и проблемы с контрагентами даже в нынешней ситуации, когда санкции формально не применены, но невозможность работы возникает на фоне такой токсичности. При этом он отмечает, что единообразия в вопросе трактовки санкций как форс-мажора нет.

P.S. Как стало известно, 28.01.19 американский Минфин объявил о снятии санкций с «РУСАЛа», En+ и «Евросибэнерго», крупнейшим акционером которых является Олег Дерипаска. При этом ограничительные меры в отношении самого бизнесмена остались в силе.

Вышеуказанные компании снизили прямые и косвенные доли Дерипаски и вышли из-под его контроля. Это было условием для отмены санкций, отмечает “Эхо Москвы” (https://echo.msk.ru/news/2360321-echo.html).

Более того, «Русал», En+ и «Евросибэнерго» согласились на проведение аудита для контроля выполнения условий Соединенных Штатов. Также были даны гарантии, что советы директоров станут независимыми. В случае нарушения обязательств Минфин США грозится заново ввести санкции в отношении компаний.

Почему-то на ум приходит другая народная мудрость: когда леди покидает кабриолет, лошадь испытывает некоторое облегчение. Так звучит английский вариант известной русской пословицы (ну, вы ее хорошо знаете).