Греф рейдерства: Сбербанку и его главе предъявили иск в американском суде за причастность к захвату воронежского предприятия

Компания из Соединенных Штатов требует 0,75 миллиарда долларов с ряда российских компаний и физлиц по делу об утере контроля над воронежским предприятием «Павловскгранит». Изюминка разбирательства в том, что в числе ответчиков фигурируют Сбербанк и его глава Герман Греф. Согласно иску, «светоч российского либерализма» и апологет рыночной экономики мог быть причастен к банальному рейдерству. Первые слушания по данному делу пройдут 20 апреля сего года.

По информации издания «Ведомости», «прописанная» в штате Делавэр компания PPF Management подала в суд одного из округов Нью-Йорка иск, ответчиками по которому являются Сбербанк и его глава и председатель правления Герман Греф, ООО «Сбербанк капитал» и его гендиректор Ашот Хачатурянц, «НЭО Центр» и его президент Олег Греф, а также совладелец Национальной нерудной компании (ННК) Юрий Жуков. Истец требует от них возместить полмиллиарда долларов материального ущерба и четверть миллиарда морального вреда.

Поводом для иска стала ситуация вокруг одного из крупнейших в Европе предприятий по производству гранитного щебня для строительства — «Павловскгранит». Его крупнейшим совладельцем был Сергей Пойманов. Предприятие кредитовалось в Сбербанке, не сумело погасить долги, в результате чего бизнесмен лишился своей собственности. Пойманов пытался оспорить это в российских судах, но в итоге переуступил свои требования PPF Management.

Как утверждается в иске, ответчики якобы вступили в сговор с целью рейдерского захвата предприятия. Согласно трактовке данной истории в иске, в 2008 году Сбербанк выдал Пойманову кредит на 5,1 миллиарда рублей под 17,8 процента годовых на покупку им 48-процентной доли выходящего из бизнеса партнера. Тогда Сбербанк заказав оценку предприятия у «НЭО Центра», совладельцем и вице-президентом которого является сын главы «Сбера» Олег Греф, установил, что «Павловскгранит» «стоит» 13,4 миллиарда рублей.

В 2009 году компания Пойманова не смогла обслуживать долговые обязательства. Хозяин «Павловскгранита» попросил отсрочить оплату тела кредита на два-три года, сохранив существующий порядок и размер выплаты процентов. Сбербанк в ответ предложил рефинансировать долг по ставке 14,9 процента, Но чтобы при этом Пойманов продал 51 процент «Павловскгранита» «Сбербанк капиталу» за один миллион рублей.

Причем получить завод обратно бизнесмен смог бы только за 350 миллионов рублей, и не раньше, чем предприятие, которым Пойманов больше не мог бы управлять, погасит две трети всей суммы кредита. Правда, при этом ставку по кредиту «Сбербанк» был согласен снизить до 14,75 процента годовых.

Пойманов на такие условия не согласился, тем более что другие банки предварительно изъявляли готовность перекредитовать предприятие под 12-13 процентов. Но после заключительной беседы владельца «Павловскгранита» со специалистом по проблемным активам «Сбербанка» Ашотом Хачатурянцем, в которой последний пообещал, что бизнесмен не получит перекредитования ни у одного из банков, открывшиеся было перед Поймановым двери кредитных организаций стали закрываться.

В то же время Сбербанк потребовал погасить оставшуюся часть задолженности — 4,5 миллиарда рублей, а, не получив требуемое, начал отъем предприятия, которое, кстати, с легкой руки Олега Грефа почему-то упало в цене в четыре с половиной раза — до 3,2 миллиарда рублей.

В 2010 году Жуков предлагал Пойманову урегулировать претензии путем объединения активов с ННК. Но Пойманов ответил отказом и в этом случае . В результате все права требования задолженности были переданы в «Сбербанк капитал», а последний продал доли в «Павловскграните» с молотка.

Согласно написанному в иске, покупатели были аффилированы с ННК Жукова и получили в Сбербанке льготный кредит на покупку активов.

Чтобы никто не упрекнул «Мосмонитор» в излишнем внимании к разборкам толстосумов, отметим, что среди пострадавших при «акте рейдерства» оказались и простые граждане — сотрудники многострадального предприятия. После захвата «Павловскгранита» Жуковым «со товарищи» новые владельцы создали на его месте пару новых компаний — «Павловск неруд» и «Павловск промвзрыв». В результате этих пертурбаций за воротами оказалось около трети всех работников предприятия (1500 человек). Для моногорода с населением чуть более 25 тысяч человек, коим является Павловск, данная цифра — критический показатель.

PPF считает, что действия в отношении «Павловскгранита» были спланированной рейдерской атакой. Так, истец утверждает, что документы о продаже акций офшорам Жукова появились раньше, чем прошли сами аукционы.

Также в иске указывается, что параллельно Пойманова подвергли «травле и запугиванию», коммерсант стал фигурантом нескольких административных и уголовных дел.

В Сбербанке по поводу иска отмечают, что истец попросту пытается уйти от ответственности за счет подачи заявления в заокеанский суд.

Справедливости ради, стоит отметить, что с другого ракурса данная история выглядит несколько по-иному. Как заявил СМИ на условии анонимности близкий к Сбербанку человек, первоначально кредит Пойманову был выдан под залог акций предприятия и личное поручительство бизнесмена. Когда долг перестал обслуживаться, а переговоры о реструктуризации провалились, по словам информатора, Пойманов попытался оспорить договор поручительства.

Собеседник газеты указывает, что банк действовал по стандартной процедуре и ничего не нарушал.

Партнеры BMS Law Firm Денис Фролов и КИАП Антон Самохвалов скептически оценивают перспективы данного иска. Они указывают на то, что все многочисленные описанные в иске факты требуют подкрепления свидетельскими показаниями. Привлечь же к делу стольких людей будет очень трудно.

Партнер Westside Advisors Сергей Водолагин, наоборот, полагает, что PPF имеет все шансы на успех в американском суде.