Москве нечем ответить Вашингтону на экономическую блокаду

Вадим Трухачев: «То, что Россия теперь не будет пить американские вина, для США — это как для слона дробина. Год назад мы нанесли Европе ущерб, когда неожиданно были введены санкции. Тогда польские фермеры только-только собрали яблоки и были обескуражены новостью из России. Но в этом году в отчете Еврокомиссии по сельскому хозяйству было сказано, что они уже увеличили экспорт на 5%.Так же и с Америкой. Калифорнийским виноделам все равно от наших мер, они всегда найдут рынок».

Роспотребнадзор запретил продажу в нашей стране американских вин, в которых были обнаружены фталаты и пестициды в количествах, превышающих предельно допустимые значения.

Как пояснила пресс-служба ведомства, под запрет попали вино сухое красное Geyser Peak Merlot (изготовитель Geyser Peak Winery), вино белое сладкое Crane Lake Moscato (изготовитель Crane Lake Cellars), вино белое полусухое Gnarly Head Chardonnay (изготовитель Dellicato Family Vinayards).

При этом Роспотребнадзор сослался на данные экспертизы, которая выявила опасные вещества фталаты и пестицид бифеназат в недопустимых концентрациях.

Известно, что бифеназат применяется для обработки виноградных лоз против растительноядных клещей. Фталаты же попадают в вино в процессе производства, они относятся к 1 классу опасных веществ, а последствиями их применения являются необратимые изменения в центральной и периферической нервной системе.

Именно из-за обнаружения фталатов в молдавских винах в начале 2000-годов производство винной отрасли этой страны подпало под российское эмбарго. А в 2014 году в американском бурбоне также были выявлены эти опасные вещества, которые могут стать причиной рака и бесплодия.

Указание Роспотребнадзора было принято на фоне активного продуктово-санкционного противостояния между Россией и Западом. В 2014 году ввоз в Россию зарубежных вин сократился на 15%. Из-за курсовых разниц ожидается еще большее снижение импорта вин и пива, в отношении которого спад уже достиг 48%.

Год назад крымские виноделы обращались к президенту РФ с просьбой о поддержке, а в качестве меры предложили запретить импорт европейских вин. По мнению главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, такие меры вполне возможны после достижения необходимого уровня производства в России.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал журналист-международник, один из известнейших столичных обозревателей Вадим Трухачев.


— Нет никаких сомнений, что подобного рода заявления Роспотребнадзора – это чистой воды политика. Однако имеются серьезные сомнения, что запрет ввоза в Россию американского алкоголя нанесет Штатам сколь-нибудь серьезный экономический ущерб. Как считаете, может Владимир Путин откликнулся на обращение крымских виноделов, ровно год назад призвавших его ввести ограничения на ввоз в Россию алкоголя зарубежного производства?

— Я помню, в тот день, когда пришло сообщение о полете к Плутону, когда появились первые снимки, сделанные американским космическим аппаратом, прошла новость, что в Тюмени налажено производство самогонных аппаратов. Вроде бы там и здесь речь идет об аппаратах, но – почувствуйте разницу! То, что Россия теперь не будет пить американские вина, я думаю, для США — это как для слона дробина. Год назад мы нанесли Европе какой-то ущерб, когда неожиданно были введены санкции. Тогда польские фермеры только-только собрали яблоки и были обескуражены неожиданной новостью из России. Но в этом году в отчете Еврокомиссии по сельскому хозяйству уже было сказано, что те же польские фермеры на 5% увеличили экспорт, и увеличили бы еще больше, просто у них больше не было продукции, а санкции есть. Так же и с Америкой. Калифорнийским виноделам все равно от наших мер, они всегда найдут рынок.

А вот с крымскими винами ситуация иная. Я хорошо помню, когда в 85-м году вырубали виноградники. А что такое виноградная лоза? Она десятилетиями создает особую биосферу, контактируя с землей, у них происходит просто взаимопроникновение. Только в этом случае вино будет качественным. Поэтому какие сейчас вина в Крыму – я не знаю. Я был на полуострове в этом году, и у меня не было ни малейшего желания покупать крымские вина.

Это вполне может быть и откликом президента на просьбу крымских виноделов. Но при этом нужно понимать, люди никогда не будут пить плохие вина, они просто воспользуются тюменскими самогонными аппаратами! Те, у кого есть деньги, всегда найдут выход. Вы же знаете, что у нас в стране вина — вещь недостаточно популярная. Хотя в последнее время, если верить Роскомстату, вин пьют больше. К примеру, их производит Инкерманский завод, крупнейший винный завод под Севастополем. Но это же чистый уксус, инкерманские сухие вина можно употреблять лишь с похмелья, по другим поводам люди просто так не будут это пить.

Если запрет был мерой поддержки крымчан, то почему тогда мы начали с Америки, я не понимаю. Если зайти в магазин и посмотреть ассортимент, то можно увидеть большое количество чилийских вин, но мы же не будем наказывать чилийских виноделов! Поэтому я не думаю, что это был непосредственно такой отклик, во всяком случае, не путинского окружения, потому что Путин все-таки умный человек, в этом ему не откажешь. Так что если это была политическая мера, то усердие оказалось не по рангу. Очень похоже на ситуацию с тремя гусями, которых давили бульдозером (на днях в Татарстане трех подпавших под запрет ввоза гусей уничтожали бульдозером в присутствии 10 человек. —

ММ

).


— В целом торговый оборот РФ и США – мизерный. По Вашему мнению, чем Москва могла бы адекватно ответить на экономическую войну, развязанную против нас Вашингтоном?

— Ничем! Потому что в масштабах мировой торговли наши страны являются несопоставимыми величинами. Вы посмотрите, сколько в мировом ВВП занимает Америка, 20% минимум, я думаю, а наш объем – 2%.


— Может прекратить продажу ракетных двигателей, без которых у НАСА могут возникнуть серьезные проблемы, или титана, столь необходимого для авиастроительной отрасли США?

— Что касается двигателей, я думаю, они покупают их в России по одной единственной причине — чтобы самим не заморачиваться их производством. Я не очень владею экономической тематикой, но понятно, что если мы уже завтра перекроем поставку двигателей для США, то опять нанесем удар по себе. То же самое касается и вина. Американских вин и в США-то немного, поэтому я не думаю, что это будет иметь хоть какое-то значение, разве что как боевой плевок. Ведь даже если не будет американских вин, будут чилийские, аргентинские, южноафриканские.