«Нас просто обманули». Как опустошить ведущий коммерческий банк «Пересвет» на глазах ЦБ

Проблемы банка «Пересвет» стали для ЦБ РФ неприятным сюрпризом, впрочем, как и практически для всех его кредиторов, в том числе очень профессиональных, заявил на прошлой неделе первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. «Нас просто умело обманули, либо мы недоработали», — добавил он.

Что же случилось с церковным «Пересветом»? Кто и какие сюрпризы преподнес Центробанку? И что вообще происходит в нашей банковской системе? Попробуем разобраться.


Вклад «рискованный»

Сегодня в стране принимают деньги, выдают ссуды и проводят финансовые операции немногим более 600 коммерческих банков. За год их число сократилось на сотню. За десять лет – в два раза! Эксперты объясняют такую динамику просто: в последние годы регулятор (ЦБ РФ) заметно ужесточил требования к финансовым структурам. Рынок стал очищаться от слабых, рискованных и нечистых на руку игроков.

Примечательно, что под «сокращение» и отзыв лицензии попадают не только мелкие теневые банки, но и вполне крупные участники рынка. С многолетней репутацией. Долгие годы они ведут коммерцию без каких либо проблем. Регулярно отчитываются перед ЦБ. Но неожиданно в бюджете кредитной организации появляется «дыра», а у регулятора – вопросы к менеджменту банка.

Так недавно ЦБ лишил лицензии Татфондбанк. С активами более 200 млрд рублей он занимал 42 место в банковской системе. Теперь руководство топ-банка дает показания в местах не столь отдаленных. Правоохранители подозревают менеджеров мошенничестве и серой отчетности регулятору по заёмщикам. Почти половина активов — 80 млрд. руб — зависла на счетах неких организаций-должников с сомнительным финансовым состоянием. Хотя в отчетности перед ЦБ о кредитной политике банка все было «красиво».

Еще одним неудачником из ТОП-50, «потерявшим» за последние два года крупные активы, а с ними доверие ЦБ и лицензию, стал Внешпромбанк.

Замыкает тройку проблемных банков-лидеров «Пересвет». Новость о его финансовых сложностях и исчезновении председателя правления в октябре прошлого года встревожила деловые круги.


«Пересвет»

считался одним из старейших банков современной России: на рынке — четверть века. Репутация отменная. Ключевой акционер (49,7% акций) —Русская православная церковь . Еще 24,4% – у

Торгово-промышленной палаты

. Среди кредиторов сплошь крупные и известные организации:

Россельхозбанк, Совкомбанк, Татфондбанк и ФК «Открытие»

. В числе клиентов:

«Интер РАО» и «РусГидро»

, а также немало известных физлиц. В «Пересвете», например, как сообщал Forbes, хранили сбережения российские олимпийцы. По данным издания, на счетах банка находились средства олимпийской чемпионки по художественной гимнастике

Алины Кабаевой

, боксера-тяжеловеса

Александра Поветкина

, волейболистки

Екатерины Гамовой

и многих других спортсменов-призеров. Держали средства и жены чиновников.«Случайных» клиентов в банке, по слухам, практически не было.

К осени прошлого года «Пересвет» обслуживал 20 тыс. клиентов по всей стране (22 млрд руб депозитов), а в рейтинге серьезного ресурса banki.ru занимал 23 место среди российских банков по чистой прибыли и 32-е – по размеру капитала.

После новости об исчезновении предправления и миноритарного акционера

Александра Швеца

, в «Пересвете» начались проблемы с финансами. Банк ограничил выдачу наличных, а его рейтинг упал до дефолтного уровня. Поданным Коммерсанта, в «Пересвете» обнаружилась дыра в десятки миллиардов рублей — в разы больше тех дефицитов, с которыми обычно вынужден работать АСВ. ЦБ ввел в банке временную администрацию и начал проверку. Параллельно был объявлен мораторий на расчеты с кредиторами. Теперь банк, по-видимому, ждетдолгая процедура санации . Смогут ли клиенты получить все вложенные деньги – пока вопрос.

Примечательно, что среди инвесторов и держателей облигаций банка были далеко не дилетанты в финансовых вопросах. Вполне вероятно, в своих решениях партнеры «Пересвета» основывались на серьезных расчетах, репутации и возможностях кураторов и руководства банка. Но что-то пошло не так… И, как выразился

г-н Тулин

, кредиторов и регулятора… «обманули ».

Под обманом, судя по всему, понимается искаженная (в лучшую сторону) информация о заемщиках. И вообще – о кредитной стратегии «Пересвета».


Должники-строители

Как оказалось, много лет банк инвестировал средства в рискованные девелоперские проекты, и, по-видимому, при полном попустительстве ЦБ. Кредиты под не начатые стройки сыграли ключевую роль в крахе «Пересвета», считают эксперты.

Почти 25 млрд руб по разным оценкам сегодня должны кредитору две строительные группы –

NBM

и

«Пересвет-Инвест»

. Так за компанией NBM числятся крупные долгострои:

«Седьмая миля», «Терлецкий парк» и «Западные ворота столицы»

. Сам глава и владелец группы

Михаил Бабель
обвинен в присвоении денег дольщиков и находится в СИЗО . По данным РБК, бизнесмен «плотно общался» сисчезнувшим экс-главой «Пересвета»

Александром Швецом

. Знал ли последний о намерениях кредитора-застройщика, остается только догадываться.

Руководитель другой девелоперской группы «Пересвет-Инвест»

Олег Пронин

скрываться не собирается. По-видимому, он полностью признает долги, но с оговоркой: брал средства под реальное строительство. Надо заметить, группа Пронина не всегда испытывала проблемы. Ей удалось реализовать несколько успешных проектов в ближайшем Подмосковье и на западе столицы. Помимо жилья компания возводила детсады, школы, больницы, автостоянки… Участвовала в госсзаказах. Но не очень удачно.

В последние годы, по словам Пронина, сроки оформления документов на строительство новых объектов срывались. Чтобы возвращать долги и платить проценты, приходилось брать новые кредиты. Наверное, остановить этот снежный ком кредитования убыточного бизнеса мог регулятор, располагай он достоверными сведениями о проблемах девелопера.

Возникает резонный вопрос: куда же смотрел ЦБ во время проверок заемщиков и почему кредитная политика «Пересвета» стала для регулятора «неприятным сюрпризом»? Сомнительно, что один Швец мог ввести в заблуждение огромную контролирующую структуру. Очень похоже, что «сюрприз» ЦБ преподнес кто-то из своего окружения. Человек, которому доверяет и регулятор, и бизнес.


Ищите женщину

Мы провели свое небольшое расследование. И выяснили интересные детали. До недавнего времени главой кредитного департамента «Пересвета»была некая

Ольга Ануфриева

. Более 10 лет в ЦБ работал человек с той же фамилией и именем. По все видимости, мы говорим об одном и том же человеке. Главный экономист, куратор банка «Пересвет»…

По некоторым данным, неоценимую помощь руководству банка г-жа Ануфриева могла оказать еще в 2011 году во время комплексной проверки регулятором. Затем деловые отношения по видимому стали укрепляться: сначала ей подошла должность в качестве главы кредитного департамента «Пересвета», а позже она шагнула на должность вице-президента банка. Заметим, что процедуры ЦБ предохраняют систему от подобных засланцев в банках из контролирующих органов. По инструкциям, назначение людей на подобные должности в обязательном порядке проходит согласование у регулятора, пусть даже формально. Но в данном случае, похоже, процедура не то, чтобы не была соблюдена, а про нее будто забыли вообще.

Большой опыт и хорошие связи в ЦБ, выход на нужных сотрудников: кто сбирает и сортирует информацию о банках и может предоставить руководству регулятора «правильный» отчет. Стоит полагать, такой специалист должен был бы цениться в «Пересвете» очень высоко. Можем лишь предположить следом за источниками; банк щедро одаривал своих агентов за помощь в прохождении проверок ЦБ и «работу с документами» — создание «правильной» финансовой отчетности заемщиков и нужных профсуждений кредитных инспекторов.

Несколько квартир в центре Москвы и дорогостоящие авто, вероятно, лишь мелочь по сравнению с возможными доходами Ольги Ануфриевой за последние три года. Причем не только от сделок «Пересвета». Коллеги вспоминают горы визиток на рабочем столе Ольги Ануфриевой с названиями разных банков. Многие организации уже потерпели крах. Какую помощь им могла оказать «ценный специалист» можно только догадываться. Как нам кажется, регулятор до сих пор не представляет реальных масштабов потерь в структурах, от имени которых могла действовать бывшая работница ЦБ. Как говорится, не пойман – не вор… Полные проверки с пристрастиям не проводились в банке последние 9 лет. То что закаляет каждый банк на регулярной основе, в данном случае просто отсутствовало. Проверки 2011 и 2013 года носили тематический характер, кредитный портфель изучался выборочно. При проверке в 2015 году он не изучался вовсе. Не последнюю роль в таком подходе могла сыграть именно Ольга Ануфриева.


В этой истории возникает еще один вопрос. Если ЦБ могут ввести в заблуждение руководители банков или их «помощники со связями», когда в банках зреют 100-миллардные «дыры», то кто ввел в заблуждение совет директоров и акционеров «Пересвета»? Неужели всесильные «Швецы» с «Ануфриевы»? Очень сомнительно. Очевидно, что за почти 25 лет существования банка его бизнес-модель не менялась, — акционеры поддерживали и продвигали ее. Значит, были в курсе всего, что происходит в кредитной организации.


Получается, способствовали, а может быть, и организовывали многолетний обман контролирующего органа, Банка России?