Московский

Монитор
Понедельник, 9 Декабря 2019 18:06
Экономика
Крупным планом

Нечем крыть: РФ зависит от газовых поставок в Европу

0
16 марта 2018 г. 12:33
Евгений Татарников
Нечем крыть: РФ зависит от газовых поставок в Европу

Разразившаяся газовая война между “Газпромом” и Украиной постепенно идет к полюбовному урегулированию. Впрочем, угрозы Москвы отрезать поставки топлива изначально выглядели несерьезными, ибо она в большей степени зависит от транзита в Европу, чем наоборот. К тому же альтернативные трубопроводы (Северный и Турецкий потоки) еще далеки до ввода в эксплуатацию, и даже в будущем не перекроют объемов, которые прокачивают через украинское направление.

Напомним, разногласия начались после того, Стокгольмский арбитраж присудил выплатить “Газпрому” 2,6 млрд долларов за срывы поставок в адрес украинского “Нафтогаза”. Присудил абсолютно законно, строго по правилам подписанных контрактов.

Сегодня РФ поставляет на Украину всего 10 млрд куб. м. газа в год (еще 20 млрд Киев добывает на своей территории). При этом “Газпром” критически зависит от поставок газа в Европу. В 2017 году он откачал туда рекордный объем – 193 млрд кубов, из них через Украину - 93 млрд. Поэтому если вдруг Москва откажется от украинского маршрута, его просто нечем будет заменить.

До сих пор обходные маршруты “Северный поток-2” и “Турецкий поток” далеки от ввода в эксплуатацию. Первый из них рассчитан на поставку 55 млрд кубов газа в год, а второй на 31 млрд. Даже в совокупности эти нитки не перекрывают украинский транзит в Европу.

В итоге, вывод: именно Украина держит ситуацию под контролем, т.к. потеря транзита 93 млрд кубов означает для РФ недополучение ежегодно 18 млрд долларов. Поэтому, скорее всего, Москва снова сделает вид, что “в нас плюнули, но промахнулись”, и продолжит на старых условиях качать газ на Украину, и через нее в Европу.  

Почему “Газпром” воспротивился решению Стокгольмского арбитража и не заплатил законный штраф в 2,6 млрд долларов? Ведь это дешевле, чем перспектива потери 18 млрд долларов. По логике коммерческой компании, надо было выплатить деньги и после наладить работу с Украиной на новых условиях – это было бы экономично и удобно для потребителей. Но здесь бизнес-логика не работает, а в бой вступает политический фактор.

При этом Москва забывает, что сегодня Европа зависит от российского газа в среднем на 33%, тогда как РФ зависит от желания ЕС покупать его у нас на 85%.

В Европе понимают непредсказуемость и политизированность решений Москвы. Поэтому европейцы принимают меры для диверсификации поставок, строят между собой интерконнекторы для переброски топлива в случае перебоев. Кроме того, сооружают терминалы для приема сжиженного газа, рассчитывают на катарский, иракский, азербайджанский, американский газ. Нельзя сбрасывать со счетов и активное развитие альтернативной энергетики, которая не нуждается в углеводородах.

Что касается обходных маршрутов, то “Северный поток-2” уже съел из бюджета РФ более 30 млрд долларов только для подвода трубы от Ямала к Балтийскому морю. Но шансы на реализацию проекта достаточно велики, чего нельзя сказать о “Турецком потоке”.

По поводу “Турецкого потока”: турки до сих пор не дают разрешения на вторую нитку газопровода. К тому же Эрдоган ставит Москве жесткие условия по снижению цены на газ, чтобы с большой маржей перебрасывать его своим иностранным партнерам.  

Ну, а пресловутый проект “Сила Сибири” в Китай абсолютно бесперспективен, китайцам он по сути и не нужен. Они изначально выдвинули “Газпрому” условия – поставлять газ по ценам ниже себестоимости и в крайне незначительных объемах (не более 8 млрд куб. м. в год).  

Подробно
Авиакомпании отыграются на пассажирах за дорогой керосин
Крупным планом

Авиаперевозчики предупреждают о грядущем подорожании авиабилетов на 10%.  Причиной называют дорогой авиакеросин и малоэффективный механизм компенсаций на случай резкого роста цен на топливо. По мнению Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которое поддерживают эксперты ВШЭ и ГосНИИ гражданской авиации, демпфер не сможет спасти авиаторов от повышения цен на билеты. 

Далее
Война за Арктику все ближе
Крупным планом

В Америке продолжается нагнетание страстей по поводу «русской агрессии в Арктике». СМИ регулярно поднимают эту тему, спекулируя фактами, вплоть до притягивания к ней недавней трагедии на подлодке АС-12.

Далее
Фокус-«Крокус»-покус: компанию Алагарова подозревают в нецелевом использовании 14,6 млрд руб.

Эти 14,6 млрд руб. «Автодор» в качестве аванса перечислил Crocus International Араза Агаларова (занимает 52-ю строчку в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России 2019», по версии Forbes). Однако, как полагает следствие, вместо строительства первого участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), компания Агаларова положила деньги на депозит, чтобы получать с них проценты. В «Крокусе» не согласны с такой постановкой.

Далее
Erich Krause взяли на карандаш (компанию уличили в выводе за границу почти 300 млн рублей)

Канцелярский бренд Erich Krause вывел 298,3 млн рублей в кипрские офшоры под видом платы за рекламу в интеллектуальной телевикторине «Своя игра» на НТВ, говорится в решении московского арбитража. Федеральная налоговая служба выставила Erich Krause «счет» на общую сумму почти 45 млн рублей. Компания пыталась его оспорить, но суд встал на сторону фискалов.

Далее

AnaRender