Последнее время в СМИ
распространяется странный миф о неэкономичности центрального отопления и даже его вреде
«для развития гражданского самосознания» в обществе. Но когда говорят о центральном отоплении и «нерациональном
использовании тепла», то все почему-то дружно забывают, что это тепло, в
сущности, отбросное.
1.
Это отход работы тепловой электростанции. В изначальном варианте отработанный (то есть пропущенный через турбину) пар конденсировался, а потом конденсат охлаждался в градирнях. Соответственно, все тепло, содержащееся в этом паре и горячей воде просто шло в воздух. В ТЭЦ часть пара отбирается с турбины (для чего сконструирована специальная теплофикационная турбина), и этот пар подается на нагрев воды для отопления и горячего водоснабжения. У ТЭЦ меньшая эффективность генерации электроэнергии, зато станция получает два продукта: электроэнергию и горячую воду. Можно получать и три, если котлы оборудовать установками по спеканию угля «Сибтермо». Тогда вместо золы получается топливо — полукокс.
Как раз теплофикация — это рациональное использование тепла.
2. В чем разница между ТЭЦ и домовым отоплением? В расходе топлива. Законы физики не обманешь, и на обогрев дома и воды будет тратиться такое же количество топлива, как на ТЭЦ. Его можно подсократить за счет экономии или за счет утепления дома, но разница не столь существенна.
В год на человека требуется 5,9 Гкал тепловой энергии на отопление и нагрев воды. Стоимость гигакалории от ТЭЦ составляет около 1120 рублей. В год — 6608 рублей. Для получения того же количества тепла требуется 1000 кубометров газа (730 кг сжиженного газа) или 2,9 тонны угля. Трубопроводный газ самый дешевый. Например, отопление в Псковской области обойдется в 3200 рублей в год. В Омской области — 5000 рублей в год. Но это кому повезло иметь подключение к газопроводу. Сжиженный газ в баллонах потребует уже 14600 рублей в год. В угольном эквиваленте — 5000 рублей.
Это крайне приблизительные подсчеты, поскольку расход топлива на гигакалорию крайне различен, как и различны цены на топливо в разных регионах. Понятно, что в Евроссии, где дешевый трубопроводный газ, находится масса сторонников «децентрализации». В Сибири же, где топливо дорогое (вот забавный парадокс), куда больше сторонников центрального отопления.
Все эти стремления к автономии, есть выражение снабжения сибирским газом по бросовым ценам. Они будут, пока сибирский газ будут продавать по символической цене. Если взять европейские цены, то получается совсем другая картина: от 32 до 38 тысяч рублей в год. Если господинчики говорят, что автономное отопление — это благо, то пусть платят за него по европейским ценам.
3. Есть также вопрос удобства. Отопительные устройства от ТЭЦ не занимают много места в квартире. Для автономного отопления нужно иметь: а) место для котла, б) место для топлива. Котлы, даже небольшой мощности, все равно пару квадратных метров займут. Топливо где хранить? Три тонны угля в квартиру не поместятся. Потому угольно-дровяной вариант только для тех, кто имеет отдельный дом с участком и имеет возможность складировать на нем топливо. Все операции: разгрузка, завалка в склад, распилка, переноска и заправка печи — остаются. Реже, конечно, чем если топить обычную печь, но все равно, раз в двое суток газогенераторную печь надо перезаряжать.
Для жителей квартир остается только газ. Хорошо, если есть газопровод. А если в наличии только балонный газ, то на год потребуется 25 штук 80-литровых газовых баллонов. Где-то раз в три недели его надо будет менять. Баллон тяжелый, его надо отвезти-привезти, поднять-поставить.
Вопрос, к чему корячиться с баллонами, к чему кидать уголек и пилить-колоть дрова, когда тепло поступает от ТЭЦ, не требуя от нас никаких усилий? Даже платежку не нужно заполнять, теперь ее стали печатать и кидать в почтовый ящик. Иметь тепло и не прикладывать усилий к этому — вполне себе услуга за 6600 рублей. Зачем возиться из-за экономии в полторы-две тысячи за год?
4. Безопасность. Аварии и неполадки на ТЭЦ нас почти не затрагивают, за исключением того, что придется посидеть несколько дней без тепла или с пониженной температурой. В самой квартире может быть только прорыв трубы и потоп горячей водой. Неприятно, но не смертельно. Котлы же имеют свойство взрываться, особенно при неправильной эксплуатации. Особенно газовые, особенно когда газ в баллонах
— это угроза взрыва, как ни крути. Если хлопнет даже 40-литровый баллон, то останется мокрое место от любителя «своего отопления». Может и весь подъезд сложиться, как не раз бывало.
5. Наконец, экономика. Сейчас львиная доля угля и газа идет на крупные ГРЭС и ТЭЦ, где вырабатывается электроэнергия и тепло. Оптовые поставки вполне окупают расходы по распределению газа к потребителям и пониженные цены для населения. Хотя, газовики вынашивают замыслы поднять цены. Для угледобывающих предприятий расход угля для индивидуальных потребителей совсем небольшой.
Представим масштабы дела, если на «свое отопление» перейдет хотя бы 30% населения. Это 42 млн. человек. Им нужно 247,8 млн. Гкал на год. В газовом эквиваленте — это 247,8 млрд. кубометров. Много это или мало? Да так, сущая мелочь, всего лишь 37% годовой добычи «Газпрома» в 2011 году. В угольном эквиваленте — 124 млн. тонн угля. Тоже выходит 37% годовой добычи угля в 2011 году. Реально больше, поскольку при распределении топлива между миллионами мелких потребителей неизбежны технологические потери.
Хотели свободы и независимости, ответственности и рынка? Вот вам пожалуйста. «Газпром» вам продаст эти 250 млрд. кубометров газа, но только по европейской цене. Точнее так, оптовая цена может быть и ниже европейской, но пока газ доберется от скважины на Ямале до квартиры, минуя десяток посредников, то цена будет как в Европе, а то еще и повыше. При цене 150 долларов за 1000 кубов любители «своего отопления» должны будут отдать «Газпрому» 37,5 млрд. долларов. А если цена за 1000 кубов будет 500-600 долларов? Господичникам придется вкалывать как каторжным, чтобы столько заработать. И по углю та же самая песня. Хотите хороший уголь — берите по экспортной цене. Не хотите платить, берите бурый уголь, которого нужно кидать вдвое больше.
Почему это так? Потому что, вместе с обеспечением миллионов господинчиков топливом, все равно придется подавать газ и уголь для генерации электроэнергии и для отопления оставшейся части населения, пожелавшей остаться с центральным отоплением. Расход топлива если и сократится, то ненамного. Иными словами, перед всем топливным хозяйством страны встанет задача: дать +35% добычи угля и газа. Это стоит денег. Больших денег. Миллиардные инвестиции. Так что можно не сомневаться, что газовики и угольщики сдерут с любителей «своего отопления» семь шкур. Строить газовый промысел на Ямале стоит больших денег, и не будем забывать, что «Газпром» — монополист.
Итого, вывод. Автономное отопление в сколько-нибудь крупных масштабах приведет лишь к обогащению «Газпрома», а сторонники «своего отопления», в пакет к свободе и ответственности получат европейские цены на топливо, постоянную возню с обслуживанием своих агрегатов и угрозу подорваться на неисправном котле или баллоне. Скажем так, очень уж это сомнительное счастье.
Не буду агитировать, но центральное отопление — это просто, ненапряжно и безопасно.