Новикомбанк «Ростеха» может сильнее всего пострадать от банкротства «Трансаэро»

Вероятное банкротство некогда второй авиакомпании РФ «Трансаэро» может негативно отразиться на капитализации кредиторов. Всего авиаперевозчик задолжал порядка 56 млрд рублей и самая неприятная ситуация сложилась у Новикомбанка, подконтрольного госкорпорации «Ростех». Этот банк вообще не создал запасные резервы под выданный кредит и несет риски потери норматива базового капитала с далеко идущими негативными последствиями.

Структура долгов«Трансаэро» состоит в следующих пропорциях. Больше всего авиакомпания должна ВТБ – 12,7 миллиардов рублей, далее следуют Газпромбанк и Новикомбанк – по 8 млрд, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк – по 7,5 млрд и по 6 млрд руб. — Сбербанк и Россельхозбанк.

При этом ВТБ имеет госгарантии под выданный кредит на 90%, а Сбербанк зарезервировал 100% суммы. Остальные кредиторы подготовились к возможным рискам неисполнения обязательств на 20-30%. Зато Новикомбанк вообще не предпринял даже формальных шагов для своей защиты, не зарезервировав ни рубля. Причем свой займ он выдал в валюте, что еще больше увеличивает риски неплатежей заемщика.

Если не будет выработано решение по расплате «Трансаэро» с кредиторами (правительство, «Аэрофлот» и прочие заинтересованные участники не достигли консенсуса), то ростеховский Новикомбанк пострадает сильнее всего. Аналитики прогнозируют снижение у него норматива достаточности базового капитала ниже установленного минимума в 5%. Это сулит не только запрет банку на выдачу новых кредитов, но и ограничения по принятию вкладов.

Учитывая небольшой запас капитала первого уровня у Новикомбанка (6,3% на 1 сентября), банк может быть ограничен в создании дополнительных резервов, однако ожидаемая докапитализация на 3,6 млрд руб. должна несколько улучшить ситуацию.

Но даже, если произойдет докапитализация банка от «Ростеха», норматив все равно может быть ниже минимально допустимого. Напомним, что госкорпорация Сергея Чемезова контролирует почти 58% доли Новикомбанка.

Чтобы банкротство «Трансаэро» не нанесло финансовых убытков кредиторам, Центробанк планирует предоставить банкам возможности формировать резервы под кредиты авиакомпании по графикам. Это определенная льгота, т.к. в основном регулятор требует отчеты о резервах в кратчайшие сроки, а не постепенно с течением времени.

Кредиторы, среди которых МКБ, «Международный финансовый клуб» (МФК), Абсолют Банк, Новикомбанк, продолжают бороться за спасение «Трансаэро», предлагая различные варианты. Например, конвертировать часть долга в капитал банков, списать часть задолженности или передать авиакомпанию в управление консорциуму банков.

Тем временем, «Трансаэро» продолжает отменять рейсы. Только на 9 октября было аннулировано 62 рейса, которые осуществит «Аэрофлот». Ранее сотрудники авиакомпании попросили президента РФ не допустить ее банкротства и оказать господдержку. Свои подписи под петицией поставили 17 тысяч человек – работники и клиенты «Трансаэро».

Что касается «Ростеха», то об этой госкомпании писали очень много. Вобравшая в себя крупнейшие оборонно-промышленные и прочие активы, она показала себя, мягко говоря, далекой от компетентности и соблюдения законодательства.