
Древние алхимики всего мира много веков ломали головы над превращением обычных металлов в драгоценные. Цель нынешних отечественных владельцев драгоценностей (в переносном смысле этого слова) - "замаскировать" свои богатства, по крайней мере на бумаге, спрятав от кредиторов и налоговых органов. Несомненно, идеальным вариантом для таких дельцов стало бы временное превращение золота в камни. ВТБ обратился в суд в Верховный суд американского штата Нью-Йорк с иском против совладельца одного из крупнейших ювелирных ритейлеров России "Яшма" Игоря Мавлянова. Банк намерен оспорить сделки бизнесмена с недвижимостью в США и рассчитывает взыскать с него 2,2 миллиарда рублей.
ВТБ начал кредитовать "Яшму" в 2013 году, поручителем выступал лично Мавлянов, но расплатиться по кредиту фирма не смогла.
Ранее банк обратился в суды Калифорнии и Нью-Йорка, с целью оспорить сделки с недвижимостью господина Мавлянова. Как считают в ВТБ, данные сделки преследовали цель обмануть банк как кредитора.
Гол как камень
"Не считай себя драгоценной яшмой. Будь просто камнем", - говаривал Лао-Цзы. Вот и господин Мавлянов, действуя, видимо, во исполнение изречения древнекитайского фиолософа, решил показать кредиторам, что он гол, как булыжник.
ВТБ считает, что с того же 2013-го Мавлянов начал оформлять свою недвижимость на членов семьи. Например, в банке заявляют, что сын Мавлянова получил недвижимость в Калифорнии почти за миллион долларов и дом в Беверли-Хиллз за два с половиной миллиона, а жене Мавлянова среди прочего досталась пара квартир в российской столице, два коттеджа в Барвихе, а также два участка и дом в Подмосковье.
Сам Мавлянов отрицает обвинения и считает иск ВТБ "личной войной". Коммерсант утверждает, что его сын является самостоятельным бизнесменом. Кроме того, по словам Мавлянова , в 2013 году он начал распродавать свою недвижимость в США, так как решил развестись с женой, отказаться от грин-карты и возвратиться в Россию.
Больше не девелопер
Вдобавок к тому, в начале текущего месяца появилась информация, что Федеральная служба судебных приставов (ФССП) продали все девелоперские проекты владельца "Яшмы". Доли в них выкупил его деловой партнер Бабек Гасанов, с которым у Мавлянова корпоративный конфликт.
\
Мавлянов и Бабек Гасанов были партнерами по возведению жилкомплексов в Новой Москве и Подмосковье. Судебные приставы продали Гасанову доли Мавлянова в обоих проектах - ООО "Рамстрой" и ООО "Агрострой".
ФССП действовала в интересах банка "ФК Открытие", получившего право требования долей Мавлянова в сентябре прошлого года по решению Мещанского суда российской столицы. Это произошло, так как Мавлянов выступил перед финансовой организацией личным поручителем за кредит ООО "Срединный путь" в сумме 235,7 миллиона рублей (компания являлась крупным поставщиком "Яшмы"). "Срединный путь" не вернул кредит, и суд наложил арест на девелоперские активы бизнесмена. В конце минувшего октября по заказу ФССП была проведена их независимая оценка.
В итоге доля Мавлянова в "Агрострое" была оценена в 16 тысяч рублей, в "Рамстрое" - в 1,5 миллиона целковых. "ФК Открытие" согласилось с такими выводами независимого оценщика. При этом, согласно финансовой отчетности "Агростроя", размер его чистых активов по итогам 2015 года составлял около 4 миллиардов рублей.
Доли в обеих компаниях находятся в залоге у Сбербанка (последний выдал "Агрострою" кредит на 9,7 миллиарда рублей), но там не возражали против их продажи.
Как пояснили РБК в Сбербанке, долги в "Агрострое" и "Рамстрое" останутся в залоге у банка вне зависимости от того, кто ими владеет.
Семь миллиардов мимо казны
Интересно, что, кроме банков, "Яшмой" очень интересуются представители налоговых органов. В декабре прошлого следственные органы Москвы завели на руководство компании уголовное дело об уклонении от налогов в особо крупном размере.
Согласно версии следствия, в период 2011-2012 годов лица из числа руководителей ОАО "ТПК Яшма" вступили в сговор и создали преступную схему. Руководство ювелирной компании, создав фиктивный документооборот с двумя дюжинами фирмам-однодневок, обеспечило получение драгоценных металлов через банковское учреждение без уплаты НДС. В результате российский бюджет недополучил более семи миллиардов рублей.