
За прошедший год средняя цена готового бизнеса упала, а количество, желающих избавиться от собственного дела, возросло на 14%. Вероятно коммерсантам стало понятно, что в сложившихся условиях средний и малый бизнес остались без радужных перспектив.
Но, судя по структуре спроса, бизнесмены верят, что на уровне самозанятости сверхмалый бизнес имеет шансы выжить. Это касается косметических услуг и стрижки, а также небольших кафе типа "сам пожарил-сам продал", которые занимают постоянную нишу спроса массового потребителя.
Неслучайно в прошлом году флагманом продаж оказался бизнес в сфере услуг населению, на его долю пришлось 30% всех запросов. На втором месте — торговля (25%), а бизнес в сфере общепита (17%) замыкает тройку. Аутсайдером стал бизнес, связанный с сельским хозяйством, менее 2% предпринимателей искали возможность инвестировать в эту сферу. Очевидно, что без серьезного административного ресурса, госдотаций и доступа к длинным кредитным деньгам, эта сфера деятельности обречена на провал, полагает тг-канал t.me/banksta.
Стоит отметить, что сильнее всего подешевели интернет-магазины. Их средняя стоимость снизилась до 682 тыс. руб, потеряв 22% по сравнению с прошлым годом. Это обусловлено нарастающей конкуренцией на рынке электронной коммерции, куда заходят сразу два гиганта отрасли "Яндекс" и "Mail.ru" со своими международными маркетплейстами. Остальным участникам ясно, что поглощение мелких игроков рынка - вопрос ближайших нескольких лет.