
Ранее премьер Дмитрий Медведев заявлял о полезности западных санкций, и говорил о неплохих условиях для развития сельскохозяйственной отрасли в РФ. А отрасль обещала показать Западу, что санкции бесполезны и наоборот, приводят к росту экономики России. Но реально вырасти не удалось, и тогда за дело взялся Росстат.
Сведения Росстата о высоких темпах роста сельского хозяйства с 2013 года оказались завышенными, сообщается в декабрьском «Мониторинге экономической ситуации» РАНХиГС.
Как рапортовал Росстат, сельское хозяйство в последние годы росло быстрыми темпами: в 2013 году на 5,8%, в 2014 – на 3,5, в 2015 – на 2,6, в 2016 – на 4,8, в 2017 – на 2,5. В целом за 5 лет рост составил 20,7%.
Однако по результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи (ВСХП) 2016 года статистика была серьезно скорректирована. Опубликованные ранее данные о производстве сельскохозяйственной продукции оказались неправильными . Больше всего завышались данные о валовом производстве картофеля (на 35,9 %), овощей и бахчевых (на 17,2%), фруктов и ягод (на 8,3 %), молока (на 3,4%). Верные сведения были лишь о производстве зерна. Оценка стоимости валовой продукции сельского хозяйства в целом тоже была снижена с 5654 млрд рублей до 5111,8 млрд руб., то есть, на 542 млрд рублей или 10,6%.
Загадочное статистическое явление. Ладно бы данные были занижены, это можно было бы списать на непредставление отчетности некоторыми компаниями и хозяйствами. Но почему ошибки Росстата всегда приводили к завышению показателей? И тут возникает старое доброе слово - приписки.
Но какую природу имеет этот советский феномен в условиях рыночной экономки, недоумевают аналитики. И сами же дают ответ на это вопрос: все дело в начальственном рвении Областное руководство должно было отчитаться о выполнении индикаторов госпрограммы по развитию сельского хозяйства, ведь от этого зависил размер государственной поддержки. Немаловажными являлись и рапорты о достигнутых результатах своей деятельности. В итоге возникали, казалось бы, абсурдные приписки, которые, кстати, для субъектов хозяйствования приводили к росту налогов и иных платежей.
Все это не очень хорошо, полагают эксперты. Например, чиновники Минсельхоза, политики, бизнес-сообщество пребывают в уверенности, что картофеля в России предостаточно. На деле же оказывается, что страна производит около 20 млн тонн, что с учетом объема потребления, семян и потерь уже грозит дефицитом или наращиванием импорта. Если бы бизнес и органы управления АПК не были дезориентированы неточной статистикой, то в отрасль бы пошли более значительные инвестиции, полагает тг-канал t.me/ya_pon.
Все это на самом деле похоже на скандал. Приписки и очковтирательство в стратегически важной отрасли экономики — это чрезвычайная ситуация, Однако почему-то кажется, что это всего лишь цветочки. Ну, не посчитали где-то картошку, что ж теперь делать, бывает.
Но, судя по последним макроотчетами Росстата, обращение со статистикой в стране вообще стало, мягко скажем, весьма вольным. В итоге все это может привести к большим неприятностям уже в масштабах всей экономики. Если выяснится вдруг, что данные об экономическом росте — это тоже легкая приписка.