Руководитель РКК «Энергия» Виталий Лопота загнал корпорацию в финансовый капкан

Один из символов упадка космической отрасли в РФ – эпопея проекта «Морской старт», под который РКК «Энергия» под руководством Виталия Лопоты, взяла многомиллиардные кредиты.

Проект ведет свою историю с 1995 г., когда с целью реализации идеи осуществления запуска космических ракет с плавучего морского космодрома объединили свои усилия ведущие предприятия четырех стран – России (РКК «Энергия»), США (Боинг), Украины (Южмашзавод и КБ «Южное») и Норвегии (Кварнер). Ведущую роль на этом этапе в проекте играл Боинг. Однако экономическая история развития проекта получилась неудачной. Осуществив ряд успешных запусков, проект тем не менее к 2009 году имел по данным прессы сумму долгов до 1,5 млрд. долларов США, что привело в конечном итоге к подаче заявления о добровольном банкротстве в американский суд.

Вторую жизнь проект начал в конце 2010 г. после прохождения процедуры добровольного банкротства. Причем партнеры и кредиторы, среди которых основные мировые покупатели пусковых услуг – Intelsat, Eutelsat, Echostar и другие, согласились на поддержку проекта «Морской старт» именно при условии принятия на РКК «Энергия» лидерских функций, надеясь на высокий авторитет компании на международном космическом рынке, заработанный всей предыдущей историей российской космонавтики. Таким образом, с 2010 года проектом руководит В.А.Лопота – и как единоличный руководитель РКК «Энергия», и как председатель советов директоров созданных для реализации проекта «дочек» и «внучек» РКК «Энергия», включая швейцарскую Sea Launch AG.

Для выхода из банкротства и проведения работ по проекту «Морской старт» РКК «Энергия» набрало кредиты у банков на сумму более 250 млн.долларов — либо действуя напрямую, либо через свои «дочки» и «внучки», но под поручительство головного предприятия. Кредиты брались участвующими в проекте компаниями у РосЕвроБанка (45 млн.долларов), Международного банка экономического сотрудничества (IBEC, 12 млн.евро), АКБ «Город» (3,45 млн.долларов), ИКБ «РИА-банк» (4,0 млн.долларов), АИБ «Ипотека-Инвест» (2,75 млн.долларов), Банка Возрождение (1,4 млрд.руб.), у Собинбанка (2,678 млрд.руб.) и других. Ставки по кредитам доходят до 10% и выше. Одно обслуживание (банковские комиссии и проценты) этих кредитов съедает в год не менее 25 млн.долларов. При этом срок погашения почти по всем кредитам приходится на 2013 год.

​Однако, по факту, столь внушительные финансовые вливания не пошли на пользу. И вот уже беспристрастный аудитор с мировым именем — компания PricewaterhouseCoopers AG в своем отчете от 25.06.2013 г. констатирует неутешительный диагноз проекта «Морской старт» — чистый убыток за 2011-12 годы — 132,7 млн.долл. (более 4,3 млрд.руб. по текущему курсу).

Аудитор не оптимистичен и в прогнозах – он заявляет, что компания провалила манифест пусков (т.е. делает меньшее количество пусков в год, чем сама же запланировала), а также продолжает финансировать задел по технике при отсутствии заказчиков на эту технику. Следствием этого, по выводам аудитора, будет неуклонный рост чистого убытка на ближайшие несколько лет.

При необходимых для минимальной безубыточности 4-5 пусках в год фактически в 2013 г. осуществлен только один пуск – и тот закончился неудачей. А на июль этого года в портфеле компании был лишь один твердый заказ на запуск в 2014 г. Так что безубыточностью тут даже и «не пахнет», как в текущее время, так и в обозримом будущем.

Но этого еще мало – гибнущий проект разрывается изнутри – возобновились судебные претензии к РКК «Энергия» со стороны Боинга и Кварнера, которые ранее вкладывали средства в проект, а сейчас требуют вернуть часть этих денег, которые им должна была компенсировать, но не компенсировала РКК «Энергия».

В целом оценивая перспективы бизнеса, аудитор в крайне деликатной форме «выражает значительные сомнения в возможности вести непрерывную деятельность». В переводе на обычный язык это означает, что бизнес компании нежизнеспособен, она не может платить по счетам, кредиторы должны готовиться к фиксации убытков по выданным под проект «Морской старт» кредитам.

При этом полученный чистый убыток напрямую уменьшает капитал компании, который – как следует из ранее опубликованных материалов по этой теме – был сформирован за счет кредитов, привлеченных в российских банках либо самой РКК «Энергия», либо под поручительство РКК «Энергия» или ее 100%-ной «дочки» — ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия». Т.е. на текущий момент один только этот факт говорит о наличии практически гарантированных «невозвратов» для кредиторов РКК «Энергия» в размере 4,3 млрд.руб по текущему курсу. Но эти кредиты пока «спрятаны» в отчетностях РКК.

А в упоминавшейся аудированной отчетности проекта «Морской старт» уже «горят» кредиты более чем на 60 млн.долл., выданные в 2011 г. незадачливыми банкирами из РосЕвроБанка (45 млн.долл.) и Международного банка экономического сотрудничества (IBEC, 12 млн.евро). Срок платежа по долгам приходится на 2013 г., а источников погашения как не было, так и нет. Причем, если в 2011 г. может и существовала какая-то надежда на возвратность кредитов, подкрепленная смелыми прогнозами менеджеров проекта «Морской старт», то к текущему году такая надежда покинула даже самых больших оптимистов.

Тем самым, очередную отсрочку неукоснительно приближающейся финансовой «гибели» проекта можно получить, лишь пролонгировав существующие кредиты (опять пообещав счастливое будущее) и получив новые.

Причем объяснить пролонгацию кредитов хоть как-то можно полной безысходностью положения кредиторов – денег на погашение все равно нет и надо либо фиксировать убытки, либо продолжать их прятать от надзирающего за банками российского Центробанка.

Что же до новых потенциальных кредиторов, то их стремление окунуться в этот омут трудно объяснить рационально. Бежать надо от таких заемщиков, а тем не менее ведутся разговоры о новых заимствования. И банкиры либо не видят, либо не хотят видеть очевидных вещей.

При этом особую пикантность ситуации придает уже имевшая место «забывчивость» руководителя РКК «Энергия» В.А.Лопоты при оформлении кредитов. По закону указанные кредиты или поручительства РКК «Энергия» должны быть обязательно одобрены Советом директоров или общим собранием акционеров. Без такого одобрения предприятие может в будущем отказаться от погашения долгов — и без того призрачная надежда банкиров на возврат денег станет совсем нереализуемой. Но В.А.Лопота продолжает «партизанить», потому что вынесение решения на одобрение коллегиального органа – это придание проблеме определенной публичности, что наверное ему совсем не надо в его сегодняшней непростой карьерной ситуации.

Но почему это, наряду с описанным неприемлемым финансовым состоянием потенциального заемщика, не останавливает банкиров перед выдачей невозвратного кредита, понять невозможно. Как и бездействие Департамента банковского надзора Центробанка России, обязанного отслеживать и пресекать подобную высокорисковую кредитную политику отдельных кредитных организаций.

Еще более удивительно наличие в начале очереди на выдачу невозвратных кредитов столь уважаемой кредитной организации как «ИНГ БАНК (Евразия)», дочки международной финансовой группы с более чем 100-летней историей. Похоже, что «ИНГ БАНК (Евразия)» сейчас всерьез рассматривает возможность выдачи крупного кредита проекту «Морской старт», иначе чем тогда объяснить повышенную активность в этом вопросе менеджеров банка – Дениса Рожка и Натальи Мезенцевой, проводящих встречи, готовящих материалы?

И почему банк не останавливает ни возможное «партизанское» поручительство В.А.Лопоты (или правильно оформленое, но – потом, через полгода), ни предложение «ловких финансистов» из РКК – не менее корпоративно сомнительное – прогарантировать кредит через уже упоминавшуюся 100%-ную «дочку» РКК «Энергия» — ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия», или вообще обойтись без гарантий, дав вместо них ни к чему не обязывающее письмо В.А.Лопоты о том (по сути), что «все будет хорошо»? Что банк будет делать с этим письмом, когда подойдет срок возврата, а деньгам в проекте «Морской старт» для этого по прежнему взяться-то неоткуда. При этом весь кредитный процесс сопровождается нагнетаемым менеджерами РКК «Энергии» состоянием острого цейтнота – авось в созданной суете что-нибудь да проскочит.

Тут в лучшем (для конкретных персоналий) случае — профессиональное неведение вместе с доверчивостью банкиров, с одной стороны, и наличие чудодейственных рецептов «разводки на кредит» у менеджеров РКК «Энергия», с другой. Как при общеизвестности упомянутых выше фактов такое возможно? Космическая магия.