Сотрудники Пенсионного фонда РФ предпочитают летать бизнес-классом

Работники Пенсионного фонда России не гнушаются тратить большие средства на перелеты по городам и даже за рубеж. В то время, как наши пенсионеры испытывают ситуацию голода и выживания, чиновники расходуют по 100-200 тысяч рублей всего на один полет.

Российским пенсионерам уже обещали, что «денег нет», им отменили индексацию в размен на одноразовую подачку в 5 тысяч рублей, отобрали накопительную часть, постоянно нагнетается ситуация по поводу повышения пенсионного возраста. Казалось бы, Пенсионному фонду в этих условиях следовало бы экономить бюджетные средства. Но работники даже среднего звена предпочитают авиационные вояжи в Калининград, Симферополь или за рубеж для «обмена опытом» по высшему классу. В то время, как в Европе исчезает бизнес-класс на средних и коротких маршрутах, в РФ 10% экономики, предназначенной на пенсионные выплаты, используется не по назначению.

В Европе постепенно исчезает бизнес-класс авиаобслуживания на средних и коротких маршрутах, но пока он есть в России, и даже из Москвы в Липецк глава фонда Антон Дроздов (возглавляет ПФР с 2008 года) предпочёл лететь бизнес-классом, следует из документов по контрактам ПФР (ссылка 1, ссылка 2). Летают бизнес-классом не только Дроздов и его заместители, но и зам главного бухгалтера ПФР Наталья Чернышук, пресс-секретарь Маргарита Нагога, начальник департамента организации назначения и выплаты пенсий Сергей Чирков и другие. Плюсы бизнес-класса: отдельная стойка регистрации (меньше время ожидания рейса), большие кресла, лучше еда, напитки и прочее. Минус: бизнес-класс в 2—20 раз дороже обычных билетов.

Только за январь — сентябрь 2016 года менеджеры ПФР налетали на 5,6 млн рублей. За 2015 год — на 10,4 млн рублей. Более ранних полётных ведомостей на сайте госзакупок найти не удалось. Перелёты бизнес-классом составляют около трети всех перелётов сотрудников ПФР, однако в деньгах это две трети авиабюджета (в 2015 году это 14,9 млн рублей).

Фото: © L!FE

16 млн рублей бизнес-классом — это 1324 средние пенсии (12 080,9 руб., по данным Росстата на 2016 год), которых хватило бы на годовое обеспечение сотни пенсионеров небольшой деревни.

То есть каждый раз, когда человек с удостоверением сотрудника ПФР летает бизнес-классом, в деревне Няшабож Республики Коми, что на берегу Печоры в 450 км от Сыктывкара, грустит бабушка. Мы без особого труда нашли такую бабушку. Она возглавляет местный совет ветеранов тыла Великой Отечественной войны.

Что думают в Няшабоже

— Увольнять их надо, конечно. Куда наши деньги деваются, мы не понимаем, — говорит 67-летняя Галина Созоновна Витязева. — У нас пенсионеры никуда не ездят. Добраться до Сыктывкара стоит 2 тысячи рублей с тремя пересадками: сначала по реке, потом двумя автобусами и там поездом. В распутицу (апрель — май и с октября до Нового года) могу добраться до детей (они живут в Ижме) только вертолётом за 900 рублей. А раньше аэродром был в селе, самолёты в 1980-х летали. Пенсии 11—20 тысяч в месяц. У нас тут северные надбавки, но и цены вдвое выше. Буханка хлеба — 50 рублей, сахар — 83 рубля за кило, бутылка подсолнечного масла — 120 рублей. У нас картошка, всё своё, поэтому хватает, а если ездить да хорошо одеваться, то не хватает. Огурцы в этом году хорошие.

Республика Коми — это не только арестованные губернатор Вячеслав Гайзер, а также топ-менеджеры группы «Ренова» и объявленный в розыск бывший гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин (в бытность директора «КЭС-холдинга» они якобы платили взятки за выгодные тарифы в Коми). По данным информационно-аналитического центра «Российский пенсионер», в Коми — самые несчастные пенсионеры в России, с ними могут конкурировать только жители Мурманской области.

Самые несчастные пенсионеры России

«Топим дровами. Газ у нас в Коми добывают, но в Ижемском районе нигде ещё нету газа. Мужчинам в деревне работы нет, ездят на вахту в крупные города, пенсионеров тут 283 из 600 человек. «Няша» на языке коми означает «грязь», «бож» — «хвост»: Грязный Хвост. Но так-то у нас местность ничего, не очень грязно, и жить раньше можно было, полторы тысячи человек тут жили»— Галина Созоновна Витязева

По уровню жизни пенсионеров Россия находится на мировых задворках — в седьмой десятке из 96 стран, которые взяты в расчёт индекса Global AgeWatch, по соседству с Бангладеш и Сербией. Впрочем, не всё так плохо: если в России пенсия полагается всем, то, например, в Индии, которая на 71-м месте, пенсию получают только 29% пожилых.

Денег нет, но вы летайте

Стараются не отставать от коллег из ПФР сотрудники другого многострадального фонда, из-за проблем которого над россиянами навис налог на тунеядство, — Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Он получает по 5,1% вашей зарплаты (ПФР — 22%) и распределяет деньги среди медучреждений за обслуживание по полисам ОМС. Если ежегодный дефицит ПФР находится на уровне чуть ниже 200 млрд рублей, то ежегодный дефицит ФФОМС колеблется у 50 млрд рублей при бюджете 1,6 трлн рублей.

Если ПФР и ФФОМС обслуживаются ФГУП «Президент сервис», который, кстати, и за оформление бизнес-класса берёт больше, чем за покупку обычного билета,

Фото: © L!FE

то третий проблемный социальный фонд, куда идёт 2,9% вашей зарплаты, — Фонд социального страхования — обслуживается частным ООО «Агентство авиа центр». Эта фирма принадлежит двум профильным предпринимателям: Александру Григорьеву и Сергею Богачеву. Последний владеет, в частности, сервисом «Авиакасса.ру». Из документации на сайте госзакупок видно, что раз в несколько недель ФСС перечисляет ровно по 600 тыс. рублей, итого 12,5 млн рублей за 2015 год. Полётных ведомостей фонда, который оплачивает больничные, распределяет детские пособия и выплаты инвалидам, не опубликовано. Годовой бюджет ФСС в районе 600 млрд рублей. Плановый дефицит порядка 30 млрд рублей.

В пресс-службе ФСС лишь уточнили, что количество билетов за 2015 год: экономкласс — 595 билетов, бизнес-класс — 74.

Каждый год проблемы трёх перечисленных фондов вынуждено решать Министерство финансов РФ. Это главное ведомство, определяющее порядок и направления расходования средств федерального бюджета. Как гордо сказано на сайте Минфина, исторически в ведение Минфина входило «управление казёнными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов».

Мы спросили у Минфина, как нужно поступать чиновникам и сотрудникам внебюджетных фондов в тяжёлое для страны время: летать ли им бизнес-классом? Но ни ПФР, ФФОМС, ни Минфин не смогли ответить на запросы Лайфа.

Весной 2016 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил о планируемом запрете госслужащим «вплоть до замдиректора департамента» летать бизнес-классом. Проект документа, как сообщили Лайфу в Минтруде, давно внесён в правительство. Впрочем, сотрудники ПФР не являются госслужащими.

Зато у ПФР есть кодекс профессиональной этики, который утверждён приказом Дроздова в августе 2013 года. По этому документу интересы пенсионеров важнее интересов сотрудников ПФР, а главный принцип работы ПФР — сохранность и прирост средств пенсионных накоплений граждан.

https://life.ru/t/пенсии/912772/ekonomiia_na_piensionierakh_sotrudniki_pfr_nalietali_v_biznies-klassie_na_1300_piensii