Московский

Монитор
Понедельник, 13 Июля 2020 15:05
Экономика

История "А", или Под парусом в налоговый шторм

0
20 февраля 2017 г. 15:19
Вадим Цыганов
История "А", или Под парусом в налоговый шторм

Как говорит голливудский актер Джонни Депп, "вы не можете купить счастье за деньги. Но вы можете купить яхту, на которой отправитесь в поисках своего счастья".  Подобное попытался проделать российский миллиардер Андрей Мельниченко, но встретил на своем пути неожиданные трудности. В минувшее воскресенье масс-медиа сообщили об аресте суперяхты бизнесмена в Гибралтарском проливе. Владелец сверхдорогостоящего судна не выплатил немецкой верфи "смехотворную" ( для яхтовладельца, разумеется) задолженность в 15,3 миллиона.

 

Парус, поймали парус!
Крупнейшая частная парусная яхта в мире прибыла в Гибралтар всего несколько дней назад после того, как покинула германский  город Киль, чтобы пройти отделочные работы и испытания в Испании. Но юристы верфи судоверфи "Нобискруг" , где судно было построено, подали иск к заказчику из-за нарушения условий контракта. Они утверждают, что компания, которая в настоящее ввремя владеет яхтой, не оплатила последний взнос почти в 9,8 миллиона евро, хотя должна была сделать это еще 27 января. Верфь также требует еще 2,6 миллиона евро и 2,9 миллиона евро за долги субподрядчиков по накладным и спорные заказы, заключенные во время постройки. Таким образом, общая сумма претензий составляет 15,3 миллиона евро.


Яхта Мельниченко под названием "А" (Sailing Yacht A), оцененная в сумму более 0,4 миллиарда в европейской валюте, входит в десятку самых дорогих яхт мира, уступая лишь судам президента Объединенных Арабских Эмиратов, эмира Абу-Даби, шейха Халифы ибн Зайда аль-Нахайяна, отечественных олигархов Алишера Усманова и Романа Абрамовича, а также анонимным владельцам яхт Streets of Monaco и History Supreme, которые оценены соответственно в 1,3 и 5 миллиардов долларов. При этом "плавсредство" Мельниченко является среди них единственным парусным судном.


Длина суперяхты 143 метра, ширина - 25 метров. Судно имеет восемь палуб и рассчитано на экипаж из более чем полусотни человек.


Как заявил порталу "Лента.ру" представитель Мельниченко,  арест будет снят в течение нескольких дней. Судно должно быть передано владельцу весной текущего года.
Отметим, что это уже вторая яхта Мельниченко. Предыдущая, более скромных размеров, была построена Thyssen Krupp Marine Systems на верфи HDW в том же германском Киле. Судно было спущено на воду летом 2008 года, на нем 14 спальных мест.


Судьба нерезидента
Состояние Андрея Мельниченко оценивается в 10,1 миллиарда долларов. В 2016 году он занял 139-е место в мировом рейтинге миллиардеров "Форбс" и 11-е в списке богатейших россиян. Мельниченко является акционером Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) и первой в Сибири по тепловой мощности теплогенерирующей компании СГК.
В то же время, как пишут российские СМИ, Мельниченко скрывается на своей яхте от налогов. Вдобавок к тому, вслед за капиталами Мельниченко вывел в офшоры сотрудников. Когда в феврале минувшего года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс касающиеся усовершенствования процедуры налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов зарубежных организаций.


Согласно внесенным изменениям, до 1 апреля россияне должны уведомлять налоговые органы о наличии у них в КИК доли более 10 процентов. Если доля составляет более половины, а прибыль компании превышает 50 миллионов рублей, требуется заплатить дополнительные налоги: 20 процентов для компаний и 13 процентов для физлиц. Российские налоговые резиденты платят налоги со своих доходов, полученных по всему миру, а нерезиденты - только с доходов от источников в России. В результате акулы российского бизнеса стали лишаться резидентства РФ (для этого требуется провести за пределами страны более 183 дней за год).


Особо в этом плане отличился господин Мельниченко, решивший отправить в офшор не только капиталы, но и сотрудников своих фирм. Согласно данным информированных источников, ряд сотрудников принадлежащих бизнесмену структур после изменений в законодательстве сменили место жительства и работу, перебравшись за рубеж. Среди последних - сотрудники компании Suek Plc, кипрской компании, которая владела группой СУЭК - крупнейшим в России холдингом по добыче угля (около четверти всего отечественного экспорта). По утверждению двух источников "Форбс", сотрудники Suek Plc переехали жить и работать на Кипр.


Все по-честному, без обмана
Иное утверждают представители Мельниченко. По их словам, российские компании "Еврохим" (крупнейший в РФ производитель удобрений), СУЭК и СГК платят налоги в России и являются ее резидентами (c 1 января 2016 года все активы СГК переписаны на ООО "СГК", которая зарегистрирована в российской столице и платит все налоги в РФ). "Группа "СУЭК" была реструктурирована таким образом, что центром консолидации и корпоративного управления стало российское АО "СУЭК", - поясняет представитель бизнесмена.


Но, по данным портала "Руспрес", налоговый статус самого Мельниченко и отъезд сотрудников на Кипр он комментировать отказался. Бывший сотрудник "Еврохима" и знакомый бизнесмена-"яхтсмена" говорит, что Мельниченко проводит значительное количество времени за пределами России и, вероятно, является нерезидентом. По утверждению  знакомого Мельниченко, последний "буквально живет на своей лодке" (речь идет о первой яхте). Согласно данным Википедии, судно бороздит моря под флагом Бермудов, так что нахождение на ее борту не считается пребыванием на территории России.


По словам некоего федерального чиновника, Мельниченко как физическое лицо не платит налоги в Российской Федерации и в последние годы не имел таких налогов (в частности, НДФЛ) . Большинство бизнесменов, ставших резидентами в последние годы, избавлялись от офшорных компаний и упрощали цепочки владения бизнесами, но с героем нашей публикации этого не произошло.

 

Подробно
Деноминация рубля под аплодисменты поклонников СССР
Крупным планом

Народ в России заскучал по копеечным зарплатам – только так и можно объяснить неожиданный запрос на деноминацию национальной валюты раз этак в 100, а то и в 1000, как в 1997 году. Тему «лишних нулей» первым поднял на днях глава информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Далее к дискуссии присоединились авторитетные экономисты, причем – с особым энтузиазмом, так как тема «обнуления» до сих пор касалась только политиков.

Далее
Торговые центры пошли ко дну после столкновения с пандемией
Крупным планом

Минэкономразвития России 18 марта внесло поправки в законопроект, в соответствии с которыми арендаторы торговых площадей в ТЦ могут разорвать договор аренды в одностороннем порядке без штрафа до 1 октября 2020 года. В министерстве попытались смягчить принятую прежде Госдумой жесткую формулировку и оставить за владельцами торговых площадей и офисов хотя бы право на обеспечительный платеж в размере месячной арендной платы.

Далее
Авиакомпании отыграются на пассажирах за дорогой керосин
Крупным планом

Авиаперевозчики предупреждают о грядущем подорожании авиабилетов на 10%.  Причиной называют дорогой авиакеросин и малоэффективный механизм компенсаций на случай резкого роста цен на топливо. По мнению Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которое поддерживают эксперты ВШЭ и ГосНИИ гражданской авиации, демпфер не сможет спасти авиаторов от повышения цен на билеты. 

Далее
Война за Арктику все ближе
Крупным планом

В Америке продолжается нагнетание страстей по поводу «русской агрессии в Арктике». СМИ регулярно поднимают эту тему, спекулируя фактами, вплоть до притягивания к ней недавней трагедии на подлодке АС-12.

Далее

AnaRender