Торговые центры пошли ко дну после столкновения с пандемией

Минэкономразвития России 18 марта внесло поправки в законопроект, в соответствии с которыми арендаторы торговых площадей в ТЦ могут разорвать договор аренды в одностороннем порядке без штрафа до 1 октября 2020 года. В министерстве попытались смягчить принятую прежде Госдумой жесткую формулировку и оставить за владельцами торговых площадей и офисов хотя бы право на обеспечительный платеж в размере месячной арендной платы.

Пока, принятый Государственной Думой в первом чтении вариант законопроекта предусматривает возврат арендаторам залоговых сумм, при расторжении договора, что конечно, подкосит бизнес владельцев ТЦ, который в условиях карантина и так на ладан дышит.

Из-за этого в последние дни разгорелась экономическая война между ритейлерами и владельцами торговых центров. Первые желают с наименьшими потерями избавится от обременительных ныне площадей и настаивают на быстром принятии закона в текущей редакции. Девелоперы в свою очередь понимают, что в этом случае разрушится их бизнес-модель, не избежать дефолта по кредитам. Даже поправка, предложенная Минэкономразвития, спасет не многих.

Например, владелец самого несвоевременного, помпезного и дорого «стартапа» – парка развлечений «Остров мечты», Амиран Муцоев высказывается об инициативе депутатов вполне определенно: новый закон зажмет владельцев ТЦ «в тиски», попросту разрушит бизнес. Напомним, Амиран Муцоев, совладелец группы «Регионы», в конце февраля перед самым крахом устоявшейся торговой системы, открыл в Нагатинском затоне на юге Москвы ТЦ «Остров мечты», в котором аттракционы соседствуют с гигантскими торговыми площадями. «Остров» закрыли уже в марте, после введения режима самоизоляции.

Впрочем, есть подозрение, что дебаты по поводу смягчения либо ужесточения условий расторжения договоров аренды, мало повлияют на судьбу супер-мега-моллов, даже после полного снятия карантинных ограничений. Не факт, что ТЦ наполнятся после снятия режима самоизоляции, так как нынешняя пандемия научит людей интуитивно избегать большого скопления народа в закрытом пространстве. Интерес к многолюдным ангарам с многочасовым шоппингом и перекусам на фуд-кортах заметно снизится.

Активизируются и кровные враги мега-моллов – урбанисты и градостроители.

Эти монструозные сооружения всегда были у эстетов от архитектуры бельмом на глазу, прыщами на фоне более-менее гармоничной городской среды. Однако, трафик в ТЦ был огромен, прибыльность высока. Для многих горожан ТЦ даже частично заменили общественное пространство. До пандемии с этим ничего нельзя было поделать, зато сейчас сама концепция торговых гигантов уязвима, как никогда.

Торговые центры оказались очень чувствительны к катаклизмам мирового масштаба, вроде современной нам эпидемии коронавируса. Отмечается, что в России, за месяц-полтора до объявления карантинных мер, трафик в ТЦ снизился на 40-50 процентов. В дальнейшем, на первом этапе снятия ограничительных мер, интерес к офлайн-потреблению, возможно восстановится но лишь частично. В Китае, например, после официального снятия режима самоизоляции посетители стали возвращаться в торговые центры, но трафик на 20–50 процентов ниже по сравнению с «докарантинным». Тем более, остаются в силе многие ограничения, в частности – запрет на распродажи.

Тем более, за время карантина стимул к развитию получила онлайн-торговля. Она уже начала менять традиционную картину рынка. Онлайн-покупки освоили даже люди, которые раньше не были активными пользователями Интернета. Так что, переформатирование огромных ТЦ во что-то, более соответствующее новым реальностям жизни и коммерции, просто неизбежно.

Та бизнес-модель, которая успешно работала на рынке до введения ограничительных мер, не будет эффективной после их отмены. Кинотеатры и фуд-корты потеряют способность генерировать трафик покупателей в мега-моллах. Части торговых центров придется закрыться, некоторые, вероятно, будут снесены.

Хотя не исключено, что части ТЦ удастся трансформировать свои площади из торговых в развлекательно-природные, либо глубоко интегрироваться в онлайн-бизнес. Может появиться и новая категория арендаторов — медицинские блиц-центры, которые набирают популярность на фоне всеобщего увлечения горожан сохранением личного здоровья.