Московский

Монитор
Среда, 23 Сентября 2020 05:45
Экономика

«Транснефть» пытается недоплатить в бюджет более 60 млрд. руб

0
9 декабря 2016 г. 17:17
Владимир Устинов
«Транснефть» пытается недоплатить в бюджет более 60 млрд. руб

В последнее время Правительство России озаботилось проблемой получения дивидендов от крупнейших государственных компаний страны.

18 апреля 2016 г. вышло распоряжение Правительства №705-р, предусматривающее выплату компаниями с государственным участием дивидендов в размере не менее 50% от чистой прибыли по МСФО. Однако некоторые компании не выполнили распоряжение Правительства и по результатам 2015 г. направили на выплату дивидендов меньше 50% от своей прибыли. 

Наиболее вопиющим примером занижения дивидендных выплат в бюджет стало ПАО «Транснефть», заплатившее акционерам по результатам 2015 г. лишь менее 9% от чистой прибыли по МСФО.

Другие компании с государственным контролем выплатили в виде дивидендов гораздо бÓльшую долю своей консолидированной чистой прибыли (см. таблицу):

Компания

Дивиденды за 2015 год, % от чистой прибыли по МСФО

Газпром

23%

Роснефть

35%

РусГидро

55%

Ростелеком

115%

Алроса

48%

Башнефть

49%

Транснефть

9%

 

Руководство Транснефти вводит в заблуждение акционеров компании и общественность заявлениями о том, что госкомпания выплачивает «всё что может» – 100% прибыли по РСБУ. Из таблицы видно, что 100% прибыли по РСБУ составляет лишь около 9% от консолидированной прибыли головной компании Транснефти и всех дочерних компаний. По результатам дивидендной кампании за 2015 г. бюджет России недополучил от Транснефти более 50 млрд руб. Как же так получается?

Все дело в том, что основную часть прибыли (более 90%) Транснефть намеренно оставляет на своих дочерних компаниях. В других госкомпаниях до завершения финансового года дочерние компании «поднимают» прибыль на головную компанию, выплачивая дивиденды (дочки Газпрома платят дивиденды в ПАО «Газпром», дочки Роснефти платят дивиденды в ПАО «НК «Роснефть» и т.д.). В Транснефти прибыль «прячут» на дочках, тем самым минимизируют дивиденды государству и другим акционерам.

9 ноября 2016 года Министр финансов Антон Силуанов высказал свое мнение по вопросу размера дивидендов госкомпаний: «У нас большой сектор экономики является государственным сектором, поэтому наша задача получить доходы от этого сектора. Поэтому Правительство РФ приняло решение об увеличении размера дивидендов, которые будут зачисляться в доходы федерального бюджета, с 25% до 50%. Это будет касаться всех предприятий без исключения. Исключения были сделаны в текущем году, в следующем году Правительство четко определило, что таких исключений быть не должно».

Однако по результатам 9 месяцев 2016 года прибыль головной компании Транснефти составила менее 11% от консолидированной прибыли по МСФО, что является обычной практикой данной компании на протяжении последних десятилетий. Прибыль Транснефти по МСФО за 2016 год ожидается на уровне более 200 млрд руб. Таким образом, Правительство ожидает более 100 млрд руб. дивидендных выплат от трубопроводной компании. За вычетом доли миноритариев государству должно достаться более 78 млрд руб. Судя по всему, руководство Транснефти делает все, чтобы уклониться от этих выплат.

Похоже, что Транснефть «ловким движением рук» в очередной раз не выполнит поручение Правительства и когда министры вспомнят про дивиденды Транснефти весной 2017 года, будет уже поздно - на этот раз бюджет рискует недополучить более 60 млрд руб. Ведь прибыли на головной компании по итогам 2016 года будет совсем немного, а бухгалтерская отчетность за 2016 год к тому моменту будет уже сформирована.

По данным источников, знакомых с текущей ситуацией, Транснефть всеми способами пытается убедить профильного вице-премьера Аркадия Дворковича и министра энергетики Александра Новака закрыть глаза на необходимость срочного поднятия дивидендов с дочерних обществ ПАО «Транснефть» до конца года, ведь осталось всего лишь несколько недель и тогда федеральный бюджет снова недополучит порядка 70 млрд руб. дивидендов Транснефти. Попытка не пытка, но сложно представить себе, что профильные члены Правительства станут саботировать распоряжение своего прямого руководителя Д.А.Медведева и сорвут дивидендную кампанию по результатам 2016 года.

Подробно
Хоронили доллар, порвали три юаня
Крупным планом

Американский доллар за последний месяц потерял более 4 процентов стоимости по отношению к другим ведущим валютам. Это самое провальное падение «вечнозеленого», начиная с 2010 года. По мнению ряда аналитиков, немощь доллара сигнализирует о скором распаде финансовой системы, сформированной в ХХ веке Бреттон-Вудским соглашением. Доллар уйдет «в отставку» с поста мировой резервной валюты, а его место займет либо золото, либо евро-юань, либо биткоин.

Далее
Деноминация рубля под аплодисменты поклонников СССР
Крупным планом

Народ в России заскучал по копеечным зарплатам – только так и можно объяснить неожиданный запрос на деноминацию национальной валюты раз этак в 100, а то и в 1000, как в 1997 году. Тему «лишних нулей» первым поднял на днях глава информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Далее к дискуссии присоединились авторитетные экономисты, причем – с особым энтузиазмом, так как тема «обнуления» до сих пор касалась только политиков.

Далее
Торговые центры пошли ко дну после столкновения с пандемией
Крупным планом

Минэкономразвития России 18 марта внесло поправки в законопроект, в соответствии с которыми арендаторы торговых площадей в ТЦ могут разорвать договор аренды в одностороннем порядке без штрафа до 1 октября 2020 года. В министерстве попытались смягчить принятую прежде Госдумой жесткую формулировку и оставить за владельцами торговых площадей и офисов хотя бы право на обеспечительный платеж в размере месячной арендной платы.

Далее
Авиакомпании отыграются на пассажирах за дорогой керосин
Крупным планом

Авиаперевозчики предупреждают о грядущем подорожании авиабилетов на 10%.  Причиной называют дорогой авиакеросин и малоэффективный механизм компенсаций на случай резкого роста цен на топливо. По мнению Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которое поддерживают эксперты ВШЭ и ГосНИИ гражданской авиации, демпфер не сможет спасти авиаторов от повышения цен на билеты. 

Далее

AnaRender