Управленец с большой дороги



Некогда успешная корпорация стала убыточной благодаря бездарному управлению активами

В минувшую пятницу газета «Ведомости» со ссылкой на близкие к совету директоров РЖД источники сообщила о прекращении полномочий трех членов правления монополии, среди которых был вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников. Отставка господина Решетникова была ожидаема. Сегодня ОАО «РЖД», видимо, целиком и полностью зависит от госбюджета, хотя ранее компания была вполне прибыльной.

По расчетам отраслевых аналитиков, безубыточность работы «РЖД» в 2016 году возможна, скорее всего, только в случае повышения тарифов, в противном случае на поддержание работы холдинга может потребоваться от 26 до 130 млрд руб. господдержки. Некогда успешную корпорацию в такое состояние, вероятно привело качество управления активами. Большинство опрошенных отраслевых экспертов полагают, что поставившие монополию в тупик решения в большинстве своем могут принадлежать «серому кардиналу» РЖД, правой руке господина Якунина – Валерию Решетникову.


Дружба и счета проверенные временем

Если внимательно изучить биографии многих топ-менеджеров РЖД, становится понятно, что в управление монополией их взяли скорее всего не за профессиональные заслуги, а за многолетнюю дружбу с Владимиром Якуниным. Например, биография Валерия Решетникова подозрительно похожа на жизнеописание самого бывшего главы РЖД: с середины 1980 годов оба представляли государственные интересы за рубежом. Решетников был торговым представителем в Норвегии, Якунин работал в представительстве СССР при ООН в Вене. После, в начале 1990 годов, Решетников работал на руководящих должностях в коммерческих организациях и банках Санкт-Петербурга, где занимался вопросами экономической безопасности. Затем он стал заместителем гендиректора охранного предприятия при Онэксимбанке, а потом – зампредом правления Балтонэксим Банка, в совет директоров которого входил Якунин.

По всей видимости начавшаяся в «Балтонэксиме» дружба Якунина и Решетникова с тех пор не прекращалась — карьера Решетникова повторяла карьеру Якунина. Когда Якунин переехал в Москву и возглавил Министерство путей сообщения России, Решетников стал начальником управления экономической защиты этого ведомства. С 2003 года оба перешли в ОАО РЖД, где Якунин поначалу руководил финансово-экономическим блоком, а Решетников – департаментом безопасности. В 2007 году последний стал вице-президентом по корпоративному управлению и стратегическому развитию ОАО «РЖД». А в 2010 году был повышен до старшего вице-президента.

Круг обязанностей господина Решетникова соответствовал названию должности — был весьма размыт и расплывчат. Например, он отвечал за формирование системы корпоративной информатизации компании, внедрение IT-технологий в сфере корпоративного управления и т.д. По сути же Решетников похоже контролировал деятельность дочерних структур. Через него видимо проходили сделки по недвижимости. Более того, разрешение конфликтов интересов также приходило скорее всего через Решетникова. И результаты работы этого господина, похоже, отвечают самым «высоким» стандартам. Несмотря на многомиллиардные субсидии со стороны государства, ряд регионов Сибири и Дальнего Востока до сих пор не имеют железнодорожного сообщения, пассажирские перевозки убыточны, износ основных фондов достиг высоких показателей, убыток РЖД в 2014 году составил почти 100 млрд рублей. Как успешная ранее компания, монополист с разветвленной сетью дочерних структур, которые, казалось бы, должны приносить холдингу дополнительную прибыль, докатилась до такого состояния?


Благосостояние топ-менеджмента

Разруливание господином Решетниковым вопросов так называемого конфликта интересов во всей красе, видимо, проявилось в истории с пенсионным фондом «Благосостояние», который в 2013 году управлял более чем 300 млрд рублей. Долгое время пост директора фонда занимала некая Елена Сухорукова, которая, помимо всего прочего, владела долей в 49% «дочки» фонда, лизинговой компании «Трансфин-М». Фактически Сухорукова размещала средства фонда «Благосостояние» в своей компании которая получала с этого дополнительный доход — по данным компании чистая прибыль «Трансфин-М» в 2010 году составила 194 млн рублей и выплатила дивидендов на 97 млн. Подобный конфликт интересов мог допускаться с согласия господина Решетникова.

Но фонд стал знаменит не только благодаря внутренним делам топ-менеджмента. Самые долгосрочные инвестиции под самые низкие проценты — вот чем был известен в профессиональной среде «Благосостояние». Так, фонд поддержал проект «Мечела» в порту Ванино пятью миллиардами рублей со сроком окупаемости этих инвестиций в 15 лет.

Подобные «долгоиграющие» инвестиции могут объясняться нуждой в деньгах — необходимо же финансировать различные проекты? В итоге средства «Благосостояния» были распылены на долгосрочные вложения и фонд, похоже, остался ни с чем. Случалось, что он показывал худший результат по объему накоплений среди крупнейших негосударственных пенсионных фондов.


Вокзальная история

В чем у Валерия Ильича видимо был талант — так это видеть перспективные для заработка ниши. Так, например, могло, произойти с парковочными местами вокруг всех московских вокзалов.

Видимо парковки на Курском вокзале были переданы в управление ООО «АПС-Мастер», которая может быть подконтрольна людям знакомым вице-президенту РЖД. Заинтересованным в сделке людям этого, видимо, показалось мало – они могли еще и неплохо заработать на «парковочной истории». Скорее всего расчеты, на которых базируется арендная плата могли быть сделаны не корректно, в результате чего цена за парковку в районе того же Курского вокзала, по нашим предположениям, была значительно занижена по сравнению с рыночной в несколько раз. Цена на бумажке могла предназначаться для отчетности, автолюбитель же мог платить среднерыночную стоимость московской парковки. Разница, скорее всего, шла в «нужном направлении». «АПС-Мастер» также, вероятно, получила в свое распоряжение парковку в центре Москвы на улице Земляной вал за смешной 1 млн рублей. Компания могла использовать эти площади, средняя цена которых по разным оценкам, составляет 30-35 млн рублей. Какие суммы, благодаря такому «эффективному стратегическому управлению», вероятно, осели в карманах разных «заинтересованных» лиц — остается только гадать.

Наверное, назвать Валерия Решетникова неэффективным менеджером сложно. Он видел перспективные ниши, умело распределял доверенные ему ресурсы. А если без шуток, то отраслевые эксперты в голос говорят, что факт наличия различных «эффективных управленцев» в монополии может говорить о системном кризисе в РЖД, из которого холдинг придется выводить новому главе Олегу Белозерову. Как видим, новый руководитель монополии уже сделал первый шаг в этом направлении — начал тотальную зачистку управленческих рядов.

Источник