Вагон и тележка претензий: УВЗ отозвал лицензию у «Рейлтрансхолдинга»

Эксперты полагают, что у обеих сторон конфликта есть весомые аргументы и в конечном итоге им удастся договориться. Однако все не так уж и просто. Вспомнить хотя бы как Чемезов с Белозеровым вагоны делили: после долгих споров железнодорожники согласились вернуть их подконтрольной Ростеху «УВЗ-Логистике» и даже не стали требовать… выплаты неустойки. Хотя, по некоторым подсчетам, за досрочный разрыв договора РЖД в качесте компенсации могли получить неплохие деньги – до 4 миллиардов рублей.


ПОДРОБНЕЙ:Вагончик тронется, РЖД останется…

Как стало известно “Ъ”, 16 октября совладелец и гендиректор «Рейлтрансхолдинга» (РТХ) Сергей Шпак направил главе Минпромторга Денису Мантурову и министру транспорта Максиму Соколову письма с просьбой разобраться в конфликте холдинга с «Уралвагонзаводом» (УВЗ), входящим в «империю» Сергея Чемезова (Ростех).

Речь идет об отзыве лицензии на выпуск вагонных тележек у входящего в РТХ Новозыбковского машзавода (НМЗ), грозящем остановкой производства. В Минтрансе подтвердили получение письма, в Минпромторге на запрос не ответили.

УВЗ отозвал лицензию НМЗ на производство своей обычной тележки 18–100 и инновационной 18–194-01, а также вагонов на их базе с 1 июля. Позже завод уведомил об этом комиссию вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту СНГ.

Источник, знакомый с ситуацией, говорит: «Когда Росжелдор, выполняя решение комиссии, начал проверки, выяснилось, что почти у 200 вагонов в разных документах указаны разные модели тележки, ещё 40 вагонов укомплектованы тележками без сертификатов соответствия».

Сергей Шпак пишет, что договор между УВЗ и НМЗ действует до конца года, но завод расторг его в одностороннем порядке, и просит министров «взять ситуацию под личный контроль, чтобы не допустить роста социальной напряженности и потерь для бюджетов разных уровней». Как пояснил “Ъ” господин Шпак, письма потребовались, чтобы привлечь внимание регуляторов «в связи с затянувшимися переговорами по возобновлению лицензий».

В УВЗ считают отзыв лицензии правомерным. Как объяснил заместитель гендиректора завода Борис Мягков, прежнее руководство УВЗ (сменилось весной) связывали с РТХ «тесные взаимоотношения». Через РТХ было поставлено около 2 тыс. вагонов в Казахстан примерно на 2 млрд руб. Половину РТХ оплатил деньгами, а вторую предложил перезачесть в счет поставки крытых вагонов. Но 153 вагона до сих пор на НМЗ, поскольку колесные пары с них поставлены третьим лицам. Также РТХ перепродал 38 поставленных заводом тележек. При этом долг холдинга перед УВЗ достигает 1 млрд руб., из них 258 млн руб. уже подтверждены судом во второй инстанции.

Проверка выполнения лицензионных соглашений прошла еще в декабре 2015 года, но в ходе ревизии в мае 2017 года УВЗ выяснил, что НМЗ не устранил замечания, не уплатил неустойку и допустил ряд новых нарушений. Так, он без согласования поставил инновационную тележку под цистерну для перевозки расплавленной серы, «хотя в тележке используются полиуретановые элементы, которые могут подвергаться воздействию кислотных и химических грузов», использовал нелицензионные пружины.

В результате в конце мая УВЗ уведомил РТХ об отзыве лицензии с 1 июля — соглашения предусматривали возможность расторжения в одностороннем порядке с уведомлением за 30 дней, уверяют на заводе. «Мы были готовы вернуть лицензии при устранении замечаний и погашении долга,— добавляет господин Мягков.— Переговоры шли продуктивно. Но нас водили за нос: уже после отзыва лицензии НМЗ и его филиал в Армавире выпустили 275 вагонов на тележках УВЗ».

Впрочем, УВЗ все еще готов вернуть НМЗ лицензии при выполнении своих требований. Сергей Шпак уверяет, что аргументы УВЗ не соответствуют действительности, но считает «некорректным по отношению к партнерам приводить контраргументы через СМИ» и готов продолжать переговоры.

Основной бизнес и доходы РТХ, несмотря на относительно большой парк вагонов (26,2 тыс. единиц в собственности), приносит производство, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Исходно, до 2016 года, стратегия РТХ во многом строилась на тесных взаимоотношениях с прежним менеджментом ВЭБа и «ВЭБ-лизинга», но после смены менеджмента ВЭБа РТХ эту поддержку утратил.

С УВЗ РТХ вел себя «достаточно агрессивно, используя все предусмотренные и прямо не запрещенные лицензионными соглашениями средства для повышения эффективности продаж», пишет «Ъ». Поэтому, считает эксперт, руководство УВЗ «можно понять»: РТХ — самый «проблемный» из лицензиатов завода.

Вместе с тем, уточняет Михаил Бурмистров, РТХ удалось создать один из семи мощных центров вагоностроения в РФ, имеющий конструкторские компетенции и экспортный потенциал, а риски увольнения персонала и остановки мощностей в Брянске и Армавире действительно существуют.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3456008