
После президентских выборов пошли слухи о грядущем резком удорожании топлива. Разумеется, слухи быстро материализовались. Причем в некоторых регионах ценник поднялся выше 42 рублей за литр самого ходового АИ-92, что бьет по всей экономике, раскручивает спираль издержек и инфляции.
Если быть точным, стоимость бензина АИ-92 выросла на 76 копеек — до 40,76 рубля за литр. Цена на АИ-95 подпрыгнула в среднем по России на 79 копеек, достигнув 43,6 рубля за литр. Литр дизеля подорожал на 79 копеек — до 43,65 рубля.
На столичных заправках картина несколько более печальная. Цена за литр АИ-92 поднялась до 42,21 рубля и до 45,5 рублей теперь стоит литр АИ-95. Литр дизельного топлива подорожал на 85 копеек — до 43,99 рубля.
В российской Федерации устроено так, чтобы побуждать нефтяные компании вывозить за рубеж сырую нефть, а не перерабатывать ее здесь. Пошлины на экспорт нефти крайне низкие, зато налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) исправно работает. Он привязан к мировым ценам на нефть и поднимается параллельно с ними. За ее удорожание платит не внешний потребитель, а самый что ни на есть россиянин.
В отечественном бензине налоги достигают 60% от себестоимости. Из этого следует, что власть не заинтересована в падении налоговых платежей, поэтому нефтепродукты будут постоянно расти в цене. Сама нефть в цене на бензин не превышает 7% доли, все остальные затраты включают в себя налоги, переработку, транспортировку и заложенную по всей цепочке прибыль.
Во время своих прямых линий с народом президент из года в год обещал решить проблему высоких цен на топливо. А в 2010 году он сказал, что мировые цены на нефть понизились и нам надо как-то помочь нефтяным компаниям. Если гражданин сумел купить машину, то сможет заплатить и за бензин.
Логика чисто рыночная и прямолинейная: мировые цены растут - давайте и внутри страны их повышать, мировые цены падают – давайте поможем нашим нефтяникам, им сейчас очень трудно, и взвинтим акцизы. Такая политика вредит не только населению, но и экономике. Ибо топливные издержки автоматически повышают стоимость на товары и услуги.
Недавно новое правительство пообещало заняться проблемой.
Министр энергетики Александр Новак заявил, что объявленное снижение акцизов на топливо позволит избежать существенного колебания цен на бензин. Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что власти приняли решение снизить акцизы на дизтопливо на 2 тыс. рублей на тонну от действующих, на бензин — на 3 тыс. рублей. То есть, власти не допустят социальной напряженности. Снижение должно произойти не позднее 1 июля 2018 года.
Но, если даже цены и притормозятся, то никак не опустятся, ибо никогда при этой системе дешевого, экономически обоснованного стоимости топлива не будет.