Даже когда кажется, что объявлять «осторожно, мошенники!» в банковской среде равносильно крику «волки!», находятся «серые друзья», которые еще способны удивить – если не умом, то наглостью. Так, попытка осуществить мошенничество на сумму в несколько миллиардов рублей, возможно, была проведена сотрудниками документарных отделов Национального Резервного Банка (НРБ) и Росбанка в конце июля.
Представим ситуацию: амбициозная региональная компания-застройщик хочет выйти на высококонкурентный столичный строительный рынок, где её никто, понятно, не ждет. Собирается купить площадку под девелопмент, но своего ресурса не хватает, а кредитные деньги, при текущей-то учетной ставке ЦБ, стали слишком дорогими. Варианта два: отказаться от планов и ждать более удачной конъюнктуры, или сыграть «на тоненького» – главное ввязаться в процесс, а там как-нибудь выгорит. Представитель застройщика приходит за кредитом в банк продавца недвижимости, где сотрудники делают ему неприличное предложение: «Зачем покупать площадку за 100% стоимости? Давай мы тебе найдем другой банк-эмитент, который выставит липовый (заведомо ничтожный) аккредитив, а мы в банке продавца его авизуем (без оборота на себя). Ты легально получишь площадку, а банк-эмитент откажется платить по аккредитиву. Ты будешь иметь недвижимость, а продавец недвижимости – многолетние суды с банком эмитентом. Стоит это 10% от суммы». Барабанная дробь…
В договоре сразу было прописано, что сделка будет совершена за средства, которые покупатель намерен взять в кредит. И, по всей видимости, уже в июне 2024 г., после его обращения в Росбанк, он получил положительное решение – кредит был одобрен, оставалось только закрыть сделку. ждало искушение практически библейского масштаба: сотрудник отдела международных аккредитивов Росбанка по фамилии Абрамян, по всей видимости, рекомендовал ему не брать кредит в Росбанке, а взять в НРБ, готовом, якобы, предложить лучшие условия. Тут стоит подчеркнуть, что предполагаемая сделка должна была произойти между двумя российскими юрлицами, то есть участие в качестве консультанта представителя непрофильного, международного, отдела, уже должно было бы вызывать вопросы.
Ну а дальше, вероятно, состоялся тот самый разговор, результатом которого стало предложение в результате наглой, но простой процедуры фальсификации межбанковских документов, получить за 10% стоимости 100% покупаемого имущества. В конце июля сотрудники документарного отдела НРБ Кузнецов, Богданова и Алексеев выпустили через СПФС уведомление об открытии аккредитива не форматом МТ700, а форматом МТ299, который никак не может относиться к аккредитивам. А сотрудники Росбанка Родина и Зарецкий авизовали, то есть подтвердили, это заведомо ничтожное сообщение об открытии аккредитива, получив через несколько дней сообщение с тем же текстом в формате МТ799, которое также не может ни быть платежом, ни обязательством уплатить.
Наверное, тут нужно остановиться и дать простое объяснения для всех тех, кто не знаком с тонкостями банковского документооборота. Банки используют разные форматы оповещения друг друга о транзакциях, но когда речь идет о фактическом подтверждении движения средств, используются стандартизированные, шаблонные формы. В случае же с НРБ, было отправлено сообщение ISO 15022 в свободном формате, но, при этом, документального подтверждения документа «на бумаге» не поступило. В результате, у покупателя возникли обоснованные основания подозревать организованную группу лиц в покушении на мошенничество и превышении служебных полномочий.
Представители Продавца попробовали связаться с руководством службы безопасности (СБ) Росбанка, чтобы привлечь внимание к, возможно имеющей быть, незаконной схеме. И столкнулись с непониманием, которое можно трактовать как «все прекрасно поняли и не удивились», что наводит на мысли о том, что в схеме задействованы не только отдельные аферисты, работающие на свой страх и риск, но покрывающие их товарищи выше по цепочке. Правда, в ходе дальнейшего, неформального, общения, один сотрудник СБ Росбанка рассказал, что с 2022 года распространена схема мошенничества на аккредитивах, когда ОПГ мошенников-документарщиков за 10% от суммы выставляют и авизуют заведомо фальшивые аккредитивы, по которым потом Продавец денег не получает. Также он рассказал, что подобный случай был в Росбанке с поддельными банковскими гарантиями.
Липовые, или заведомо ничтожные, аккредитивы, исполняемое организованной преступной группой лиц, по предварительному сговору с использованием служебного положения в особо крупном размере, это ещё одна «старая, добрая» традиция, тянущаяся из 90-х. Наверное, все помнят вошедший в обиход термин «чеченские авизо» стоивший российской банковской системе убытков в размере нескольких триллионов рублей. По всей видимости, и спустя почти четверть века велосипед никто заново не изобретает, просто старые мошеннические подходы работают на новом технологическом уровне.
С конца прошлого года Росбанк находится в процессе слияния с Т-Банком (бывший “Тинькофф”), первоначально планировалось, что оба банка сохранят свои отдельные лицензии, и продолжат работать в рамках общей банковской группы. Но, буквально на днях, стало известно, что Росбанк, все же лишится банковской лицензии и будет переведен в статус обычного филиала Т-Банка. Стоит ли говорить, что Росбанк ждут неизбежные массовые сокращения, в первую очередь – среди руководителей среднего и высшего звена, дабы исключить дублирование функций. Возможно, мы имеем дело с «королевской ночью» сотрудников Росбанка, когда терять уже нечего – неизбежная неразбериха перед ликвидацией поможет спрятать все концы, а их всех так или иначе ждет дорога домой. Хотя может не всех и не домой, а «долгая дорога в казенный дом» вопрос только в том, куда смотрят «вожатые» из руководства СБ и службы внутреннего контроля банка. Конечно, если они с «пионерами» на заодно.
Справка: SWIFT и псевдо СВИФТовки
Сообщения типа MT299 используется финансовыми учреждениями для отправки или получения информации, для которой другой тип сообщения не применим.
Цифру категории следует выбирать таким образом, чтобы сообщение было направлено в тот блок Получателя, который наиболее способен обработать информацию.
Этот формат не применяется к категориям 4 и 7. Седьмая категория – аккредитивы. Более подробную информацию см. в Справочном руководстве по сообщениям соответствующей категории для MT 499 и MT 799. Таким образом, сообщение МТ299 в принципе не может обозначать аккредитив (и инкассо).