Спектакль «Пчелы против мёда» в постановке ЮГМК

Бороться с коррупционными схемами поставок угля Евгения Ренге в холдинге назначен его давний знакомый Максим Несин

В структуре управления «Южным горно-металлургическим комплексом» (ЮГМК), объединившим предприятия новых территорий России, произошло любопытное изменение. Главным по закупкам сырья, в частности, коксующихся углей для сталелитейных производств, назначен Максим Несин – один из наиболее одиозных в отрасли менеджеров, чей трудовой путь сопровождает вереница громких банкротств. Работа Несина на благо ЮГМК с первых дней выглядит странной, если не сказать больше. Так, совсем недавно уголь марки «К» у АО «Северный Кузбасс» холдинг приобрел по стоимости «выше рынка», хотя эксперты говорят о глобальном снижении цен на это сырье.

ЮГМК, контролируемый бизнесменом Евгением Юрченко, управляет семью заводами в Донецкой и Луганской Народных Республиках – это, в основном, металлургические и коксохимические производства. Ориентировочный объем потреблений угольных концентратов данными предприятиями 5 млн тонн в год. Между тем, поставки сырья в «новые регионы» связаны для угольных компаний с санкционными рисками, поэтому здесь часто используются схемы со всевозможными «прокладками». Источники в отрасли говорят, что главным организатором таких «конспиративных» поставок угольных концентратов для ЮГМК является известный схематозник Евгений Ренге: как минимум, 2/3 отгрузок контролируются им и поставляется по двойной цене сырье даже от подконтрольных государству компаний – таких как структуры холдинга «НГУК», ранее известного как «Сибуглемет».

Бизнесмен Ренге покинул Россию еще в 2018 году, когда над ним нависла угроза уголовного преследования. Газеты писали, что, будучи директором АО «ТопПром», Евгений Ренге предположительно вывел из компании 230 млн руб. через невозвратные займы фирмам-однодневкам. Как мы уже писали в июле текущего года не менее ярким эпизодом деятельности Ренге стала торговля неучтенным углем и манипуляции с заявляемыми характеристиками угля при продаже. Итогом стал громкий скандал из-за качества поставляемой продукции с одним из потребителей – ПАО «Кокс». По данным СМИ, Ренге проживал сначала в Лондоне, теперь осел в Объединенных Арабских Эмиратах, откуда публично ратует за «устойчивое и экологически безопасное развитие угольной промышленности России». Относительно недавно фигурой Ренге заинтересовались спецслужбы США, а это значит, что ОАЭ уже не «тихая гавань» для него.

Но руководителей ЮГМК волнуют, конечно, не проблемы Ренге, а вот тот факт, что им приходится чуть ли не двукратно переплачивать за сырье. Дело в том, что на «борьбу с Ренге» был брошен его давний приятель (и, по некоторым сведениям, подельник) Максим Несин, в народе подобную активность обозначают поговоркой «пчелы против меда». Прямая связь между двумя этими персонажами, конечно, не афишируется, но угольный мир довольно тесен, и тесное общение Несина с Ренге ни для кого не секрет. К тому же в открытых источниках можно найти немало фактов пересечения их трудовых биографий. Так, в одной из комплиментарных биографий Ренге можно найти упоминание о том, что он совместно с ЗАО «ТопПром» владел компанией «Шахта «Кушеяковская 1», контролируя 26% её акций.

А теперь посмотрим на структуру собственности Максима Несина, чьим ключевым активом на сегодня является компания ООО «ТГ», зарегистрировавшая 9 июля 2024 года товарный знак «ТЭРРОС ГРУП». В досье этой компании есть любопытный факт: два года назад она взяла в лизинг роскошный внедорожник TOYOTA LAND CRUISER 300, однако тогда фирма Несина называлась ООО «УК Кушеяковский разрез». То есть, Несин с Ренге выросли, образно говоря, в одной песочнице, правда, «песочница» эта уже закрыта: добыча угла там не ведется с 2014 года.

И вот, кстати, этот автомобиль, на котором ездит лично Максим Несин.

Уже по этому автомобилю можно судить, что особой скромностью господин Несин не отличается, да и в целом его репутация в отрасли, мягко говоря, неоднозначная. Коллеги по российскому угольному рынку ставят под сомнение профессионализм Максима Несина и в целом характеризуют его как человека непорядочного. Главной причиной такого отношения стала, конечно, крайне некрасивая и всем известная история, когда Несин публично предал своего наставника – покойного ныне Александра Щукина.

Эта история связана с конфликтом 2019 года вокруг угольного разреза «Инской», когда Александр Щукин был совершенно безосновательно обвинен в попытке вымогательства акций разреза у его номинального владельца – адвоката Цыганкова. Несин тогда как свидетель давал противоречивые показания, явно направленные на то, чтобы ухудшить положение Щукина. Впрочем, следователи тогда уже знали, что у этих показаний есть бэкграунд, не позволяющий полностью им доверять.

Дело в том, что еще до этого, Несин, владея «Магма ТЭК», продал структурам Щукина «разбодяженное» дизтопливо, а когда покупатель высказал претензии, попытался возбудить против него уголовное дело. По словам главного «безопасника» компаний Щукина Владимира Маслова, проданная Несиным солярка «оказалась совсем не соляркой», и попросту замерзла. В ответ в ноябре 2016 года Несин подал в правоохранительные органы заявление о привлечении Александра Щукина к уголовной ответственности, утверждая, что последний захватил его компанию «Магма ТЭК». Впрочем, силовики в итоге дело не возбудили в связи с отсутствием события преступления.

И вот теперь человеку с такой непростой, мягко говоря, биографией Максиму Несину поручено навести порядок в закупках угольных концентратов для ЮГМК. В коридорах холдинга говорят, что инвестор прямым текстом приказал ему «убрать мошенника» Ренге и «Сибуглемет» из цепочки поставщиков.

Но недавняя закупка, проведенная Несиным, свидетельствует о том, что справедливых рыночных цен на сырье заводы Донбасса так и не увидят.   Ценную марку «К» производства АО «Северный Кузбасс» новый «главный по закупкам» умудрился купить по 15 000 рублей за тонну, когда на рынке ее цена не превышает 14 000 рублей даже при мелкооптовых продажах. На профильных интернет-площадках можно увидеть, что крупные производители сейчас отгружают марку КС по цене 8550 рублей. То есть, Несин по-прежнему заставляет ЮГМК платить за сырье вдвое выше рынка, и есть подозрения, что его закупки всё так же контролирует Евгений Ренге ­– «комбинатор на коксе», как его когда-то метко прозвали журналисты.