Демократия оптом и в розницу

Несмотря на провал в Афганистане, президент США Джо Байден со своей администрацией не устает говорить о продвижении либеральных ценностей. Эти разговоры идут в Белом Доме столько же, сколько существовали сами Штаты. Тем временем, мало кто сомневается, что американская демократия – это попытки силой заставить плясать весь мир под дудку Вашингтона. Причем, сами американские политики не особо это скрывают.

Конечно, многим эта пропагандистская риторика уже начинает надоедать. Даже хорошо, что действующий президент Америки староват и нерешителен, в отличие от того же Дональда Трампа. Со своей осторожностью Байден пытается найти общий язык с Россией и Китаем. Но аккуратности в вопросе внешней политики США мало, потому что отклоняться от курса на «демократизацию земного шара» президенту США в принципе нельзя. Байдена просто не поймут его соотечественники. Государственная идеология, видите ли.

Известный американский политолог с русским именем Дмитрий Саймс сравнивает нынешнюю внешнеполитическую ситуацию Соединенных Штатов с политикой Советского Союза. Так, в своей статье в газете «The National Interest» он вспоминает Ленина, который писал о том, что молодое советское государство в первые годы своего существования оказалось в кольце врагов. США, судя по высказываниям вашингтонских политиков, крайне неуверенно чувствует себя в общении со странами, которых не удалось переманить на сторону либеральной демократии, или попросту подчинить.

Глубоко засевшая головы американцев мысль о необходимости «демократизации» мира задает тон всей политической риторике США, при этом прекрасно сочетаясь с извечным стремлением «нации смелых и свободных» повсюду искать прибыль. Поэтому в разряд явных демократий Вашингтон часто записывает откровенно тиранические режимы. К примеру, пока американская пропаганда без устали обличала страны социализма в репрессиях и попрании прав человека, политики США с энтузиазмом поддерживали различные авторитарные страны. К примеру, насчет никарагуанского диктатора Анастасио Сомосы президент США Франклин Делано Рузвельт без тени смущения брякнул, что он «возможно и сукин сын, но это наш сукин сын». Америка снабжала оружием и оказывала поддержку южнокорейским диктаторам – для того, чтобы противостоять Советскому Союзу и Китаю. А еще открыто поддерживала Франсуа Дювалье — одного из самых одиозных диктаторов XX века.

Сейчас Америка немного «сбавила обороты». У Штатов хватает собственных проблем с демократией, общество устало получать гробы с телами «воинов за демократию», да и преклонный возраст хозяина Белого Дома» серьезно сказывается на его боевитости. Фиаско в Афганистане наглядно показало, что в небольших странах американцам делать нечего. А крупные державы могут так ответить США, что те надолго забудут про интриги во внешней политике. Во всяком случае, Россия и Китай точно не уступят американским нападкам. Да и «Старина Байден», под которым зашаталось президентское кресло, вряд ли попытается ввязаться в заведомо проигрышную авантюру.

Ситуацию прокомментировал

российский общественный деятель, политолог, соучредитель и генеральный директор ООО «Институт политических исследований»


Сергей Марков

.


– Почему, несмотря на заявления о продвижении демократии во всем мире, США поддерживали и поддерживают недемократические страны?

– Есть несколько причин. Первая – есть такая логика, «поддерживать ущербных друзей для борьбы с врагами», потому что, например, они поддерживали антикоммунистические диктатуры, поскольку они боролись, как они считали, с коммунистическими наиболее жесткими диктатурами.

Вторая причина заключается в том, что в США происходит кризис своей собственной демократии, и они больше склоняются к антидемократическим принципам. Сейчас, например, очевидно, что выборы Байдена сфальсифицированы, а свобода прессы ликвидирована.

Третья причина – есть геополитические интересы у олигархических группировок, эти интересы носят антироссийский характер. Ради этих интересов они готовы поддержать любые преступные режимы, даже такой чудовищный режим, каким является киевская хунта. Киевская хунта убила около ста тысяч человек в пределах Донбасса, в рамках террора 2014-2015 годов. Есть массовые захоронения. Это, без сомнения, чудовищный режим.


– Измениться ли доктрина «продвижения демократии во всем мире» после недавних событий в Афганистане?

– Концепция изменится, безусловно. По итогам, после катастрофических результатов войны в Афганистане, консолидирована такая позиция, что навязывать неподготовленным странам демократические институты это контрпродуктивно. Те общества, которые к этому не готовы, очень этого не хотят, и не надо им это навязывать. Эта позиция более-менее ясна. В то же время, полностью отказаться от продвижения того, что они понимают под демократическими институтами, Штаты не хотят. Это означает для них сохранение глобального лидерства, другими словами – насаждение дружественных режимов.

Кроме того, США – это нация, порожденная пуританскими общинами, которые имеют очень высокий миссионерский дух. И они эту идею миссионерства, с неизбежностью, с религиозной убежденностью продвигают. Поэтому, в какой-то мере концепция будет продолжена, но есть несколько коррекций.

Первая коррекция – Соединенные Штаты сейчас продвигают недемократические режимы на практике. Яркий пример, все-таки, это Украина. На Украине была демократия. Демократия свергнута американцами. Американскими спецслужбами установлен репрессивный режим, явно антидемократический. Массовые убийства в рамках массового террора, десятки тысяч убито в этих рамках в 2014-2015 годах. Еще предстоит вскрывать эти массовые захоронения после ликвидации этого режима. Массовая цензура, массовые политические аресты, массовое использование пыток. Речь идет, по сути, о том, что США свергли демократию и установили диктатуру. Поэтому сама по себе идея установления продвижения демократии оказалась изнутри очень серьезно подорвана.

Еще один аспект заключается в том, что они снизят свое продвижение, но окончательно не бросят. Силы сконцентрируют на тех странах, которые, как мне кажется, больше готовы к демократии. Уйдут из тех стран, которые меньше готовы к демократии. Думаю, можно сказать, что будет уменьшение давления на Ирак, Ливию, Сирию, например, еще исламские страны. Где-то они сконцентрируются. По конкретным кейсам мы не знаем – например, в Венесуэле они усилят свое давление, поскольку Венесуэла готова к демократии, или ослабят свое давление? По Украине то же самое, усилят или ослабят давление?

Украина для нас имеет большое значение, а они сделали антидемократический режим. Если американцы вернут Украине демократию, то немедленно произойдут демократические выборы. На выборах, безусловно, появятся политики, которые предлагают убрать неонацистов, замириться с Донбассом и с Россией. И начать расследование преступлений, совершенных вот этим режимом. А там немедленно такие кровавые бездны откроются, массовый террор 2014-2015 годов, что проамериканский характер режима будет немедленно ликвидирован. Поэтому они не могут продвигать там демократию, они вынуждены продвигать там антидемократическую диктатуру. Вот такие парадоксы.