Думские партии договорились «не сталкивать лбами» кандидатов

Парламентские партии не будут выставлять конкурирующих кандидатов на выборах в заранее определенных одномандатных округах.

Руководители четырех парламентских партий — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» — разработали схему сохранения на будущих выборах в Думу своего актива. Как рассказали «Известиям» источники, знакомые с деталями межпартийного соглашения, договор предполагает «гарантированное» избрание 10 кандидатов от каждой из партий в одномандатных округах.

В рамках «договора четырех» каждая из партий закрепляет за собой по 10 округов, в которых другие участники соглашения не будут выдвигать своих кандидатов. Однако эти договоренности не распространяются на непарламентские партии, поэтому нельзя сказать, что выборы в этих округах могут пройти на безальтернативной основе.

Каждая парламентская партия должна выбрать сильнейшие кандидатуры из нынешнего состава фракции. Так, из состава ЛДПР по Смоленскому округу может пойти депутат Госдумы Ярослав Нилов, в Амурской области сильные позиции у Ивана Абрамова, а в Москве — у Михаила Дегтярева.

В «Справедливой России» в десятку избранных входят Михаил Емельянов (Ростовская область), Александр Бурков (Свердловская область), Валерий Гартунг (Челябинская область), Федот Тумусов (Якутия).

Коммунисты выдвинут, скорее всего, Владимира Комоедова, Ивана Мельникова, Вадима Соловьева (Тверская область).

В «Единой России» без лишней конкуренции на выборы пойдут Сергей Неверов, Владимир Васильев и Ирина Яровая.

Во фракциях идею поддержали, заявив, что переговоры еще не на финишной прямой, но уважительное отношение к конкурентам говорит о разумном политическом диалоге.

Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР) считает, что идея разделения одномандатных округов заслуживает внимания.

— Мы договорились, что это хорошая идея. В целом партия за такую инициативу, — заявил «Известиям» Лебедев.

Депутат Госдумы от КПРФ Александр Ющенко отметил, что партия открыта для диалога по этому вопросу.

— Мы провели консультации внутри партии, мы выступаем за межфракционный диалог, тем более если он сможет в сложных экономических условиях помочь стране. Мы выступаем за разумный диалог между фракциями, _ заявил он.

В «Единой России» подтвердили, что переговорный процесс между фракциями идет.

— Действительно, представители парламентских партий выступили с инициативой, чтобы по нескольким округам не выставлять друг против друга кандидатов, — подтвердил «Известиям» секретарь «Единой России» Сергей Неверов. — Однако пока говорить о наличии договоренностей рано, — добавил он. — Переход на смешанную систему выборов и появление одномандатных округов является испытанием для любой партии, в том числе и для «Единой России». Все будут серьезно подходить к вопросу подбора кандидатов по одномандатным округам. «Единая Россия» будет делать это через предварительное голосование.

Внутрипартийные праймериз, по его словам, будут проходить по всем без исключения одномандатным округам, и у партии есть возможность выдвинуть по каждому сильного кандидата.

Теперь принимать решение овозможности прохождениячеловеком службы в полициибудут с учетом данныхантикоррупционныхподразделений, сведений опрофподготовке и заключенийпсихологов

— При этом мы стремимся к развитию и укреплению политической культуры, неотъемлемой частью которой является межпартийный диалог. У каждой парламентской партии есть люди, которые, являются сильными экспертами в своих областях, и их опыт, знания приносят пользу при выработке законодательных решений, которые направлены на развитие страны. В условиях высокой конкуренции, когда 14 политических партий смогут выдвигать своих кандидатов без сбора подписей по одномандатным округам, крайне важно выдвинуть таких специалистов, которые будут приносить пользу в Государственной думе, работая на благо страны. Но это не отменяет партийную конкуренцию по территориям, где могут быть достигнуты договоренности по одномандатным округам, — пояснил Сергей Неверов.

По его словам, у партии большинства есть опыт достижения межпартийного диалога: «Единая Россия» не выставляла своих кандидатов на выборах губернатора в Орловской области, где избирался представитель КПРФ, в Смоленской области, где избрался кандидат ЛДПР Алексей Островский. В свою очередь, эти кандидаты шли на выборы вместе с представителями «Единой России», которые стали членами Совета Федерации от исполнительного органа власти в регионе. Есть такой опыт взаимодействия и со «Справедливой Россией» (Владимирская область и Забайкальский край ).

В администрации президента о соглашении партий также знают и поддерживают его. Однако, как утверждает источник «Известий» в Кремле, трем оппозиционным партиям выгодно «монополизировать» десятку округов, а вот страдает от этого «Единая Россия», которая фактически отказывается от борьбы в пользу оппонентов. Хотя «потери» единороссов довольно условные — ведь партия власти уступит лишь те округа, где шансы на победу ее кандидатов явно невысоки.

Глава Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский считает, что межпартийное соглашение — это продолжение крымского консенсуса, когда все партии выступили единым фронтом.

— Парламентские партии стремятся закрепить этот новый уровень политической культуры. Главный момент соглашения — общее согласие по поводу того, что важно сохранить в составе ГД ключевые фигуры — сильных действующих депутатов всех фракций, которые определяют качество работы парламента, — отметил Дмитрий Бадовский.

По мнению главы «Политической экспертной группы» Константина Калачева, руководство партий боится потерять эффективных парламентариев.

— Такая схема говорит о том, что в Госдуме есть парламентарии, которые представляют ценность для нового созыва. Политика — это искусство договоренностей, — считает эксперт. — Тем не менее у малых партий есть возможность выставить 2–3 сильных одномандатников с шансами на победу.


Малые партии дадут бой

Малые партии недовольны решением «политического крупняка». Ведь договоренность парламентских партий почти полностью перекрывает возможность малым игрокам конкурировать в этих 40 округах.

В противовес «большой четверке» парламента, малые партии могут создать свою коалицию, сказал «Известиям» глава партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин.

— Мы наблюдаем постоянный сговор парламентских партий как на федеральном, так и на региональном уровне. В последнем случае можно часто заметить фамилии, представленные сначала в одной, потом в другой партии, — таких примеров масса. В России представлена одна парламентская партия — «Единая Россия», остальные — три ее филиала, — считает Максим Сурайкин.— Конечно это нас возмущает, но как бы они ни сговаривались, я надеюсь, что хоть какая-то часть округов останется за нами. Безусловно, мы будем выступать с осуждениями такого рода действий. Мы можем и среди непарламентских партий созвать коалицию. В любом случае мы готовимся к настоящей борьбе.

Предвыборный период оппозиция может использовать для формирования протестной информационной повестки, уверен глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, поэтому «сговор», скорее всего, направлен на ее стабилизацию.

— Это не говорит о монополизации одномандатных округов, так как есть территории, где представлены сильные кандидаты непарламентских партий. Напрямую «сговор» не касается малых партий. Понятно, что «большая четверка» предпочла бы не видеть оппозиционные партии в будущей Думе, но само «соглашение» говорит о том, что конкуренция не означает конфронтацию: несмотря на все различия, остаются консенсусы, которые объединяют ключевые партии, — считает политолог. — Это один из способов стабилизации Думы на период до дня голосования.

Дмитрий Бадовский также отметил, что всегда есть соглашения и размены, но когда это оформляется как открытое коалиционное соглашение на понятных принципах и в понятных рамках — это положительно, так как показывает уровень политической культуры.

При этом, продолжает глава ИСЭПИ, кроме этих 40 округов есть еще 185 округов открытой конкуренции (всего 225 одномандатных округов).

— Да и в этих 40 речь идет о том, что только партии «большой четверки» не станут выставлять кандидатов против друг друга. Но есть еще как минимум 10 партий — а значит, и в этих округах конкурентность и открытость борьбы сохраняется, — уверен Дмитрий Бадовский.


Антилепеновский союз

Идея межпарламентского соглашения, здравая и вполне оправданная, не нова, и в зарубежной практике такие договоренности встречаются часто.

Совсем недавно социалисты и республиканцы объединились против «Национального фронта» Марин Ле Пен. Проиграв первый тур региональных выборов, социалисты пошли фактически на политическое самоубийство, снимая своих кандидатов в пользу республиканцев.

Показав в первом туре региональных выборов лучшие результаты по стране, при этом заняв первые позиции в 6 из 13 регионов Франции, во втором туре «Национальный фронт» был побежден Республиканской партией во главе с Николя Саркози. Однако эта победа пришла к республиканцам через уступки социалистов. Правящая партия действующего президента Франсуа Олланда, потерпев серьезное поражение от националистов и республиканцев, пошла на сделку с последними — сняла своих кандидатов в их пользу, тем самым подписав себе политический приговор, но не допустив победы Марин Ле Пен.

В политической системе США также исторически сложился тренд на монополию власти двух партий: Демократической и Республиканской. Монополия на власть республиканцев и демократов является фактором долгосрочной политической стабильности США.

В тех округах, которые поделили между собой эти две партии, борьбы практически не бывает. Основная интрига состоит в том, кто же возьмет большинство в оставшихся 20% округов.

Источник: http://izvestia.ru/news/604152