Эксперт о саммите G8: Давить на Россию — назло бабушке уши морозить

Два скандала скрасили политические будни в преддверии саммита G8 в Северной Ирландии. Первый – это шутка американского миллиардера Роберта Крафта, который заявил, что хотел бы вернуть перстень с бриллиантами, «украденный» у него Владимиром Путиным в 2005 году. Второй – информация о том, что спецслужбы Великобритании перехватывали переговоры некоторых членов группы G20 во время встреч в Лондоне в 2009 году.

Напомним, «анекдотическая история» с перстнем, произошла накануне встречи Путина и президента США Барака Обамы и поставила под угрозу дальнейшие переговоры. Владелец команды по американскому футболу New England Patriots Роберт Крафт заявил о том, что в 2005 году президент России «экспроприировал» у него чемпионский перстень за победу в Суперкубке NFL.

Якобы во время визита в Петербург американец похвастался перед президентом этим перстнем, а Путин, взяв инкрустированное бриллиантами кольцо, примерил его, положил в карман и не вернул. Крафт утверждает, что не придавать истории широкой огласки его убедила администрация Джорджа Буша-младшего, объяснив это интересами российско-американских отношений.

«Это была юмористическая, анекдотическая история, рассказанная Робертом лишь для смеха» — позднее оправдался за шефа представитель футбольного клуба New England Patriots — «Ему нравится, что тот перстень находится в Кремле, и, как было сказано еще в 2005 году, он и теперь относится с глубоким уважением к России и ее лидеру Владимиру Путину».

Кроме того, газета The Guardian сообщила, что экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, предоставил информацию, что британские спецслужбы шпионили за главами «двадцатки» — в частности России, Турции и Южной Африки, просушивая их телефонные переговоры и перехватывая переписку по каналам Интернета. Так, сотрудники американского Агентства национальной безопасности, работавшие на военной базе ВВС Британии в Северном Йоркшире, пытались перехватить переговоры бывшего президента РФ Дмитрия Медведева, которые он по спутниковому телефону вел с Москвой.

Политические скандалы, произошедшие в преддверие встречи лидеров России и США на саммите G8, где ключевой темой станет сирийский конфликт, для «Московского монитора» прокомментировал один из ведущих российских экспертов в области политики Израиля, стран Ближнего и Среднего Востока, президент Института Ближнего Востока РАН Евгений Сатановский.


— Перед встречей Владимира Путина с Обамой в рамках саммита произошли два скандала. Первый — с перстнем миллиардера Роберта Крафта, якобы украденным Путиным. Второй — разоблачение деятельности английских и американских спецслужб, которые прослушивали переговоры Дмитрия Медведева на G20 в Лондоне. Прежде старались избегать таких неприятных сенсаций перед встречами глав государств, а сейчас, получается, начали заранее поливать друг друга грязью через вбросы в СМИ. В чем причина такой нетипичной активности? Заговор глав «большой семерки» против Владимира Путина?

— Я полагаю, что идея тотального заговора – это собачья чушь. Юрий Андропов, который был большим сторонником внедрения в мозги дипломатического корпуса Советского Союза подобного информационного бреда, уже давно на том свете, а идея эта живет. И вместо того, чтобы заниматься делом, мы обсуждает Роберта Крафта… Хотя понятно, что миллиардеру, затеявшему скандал с этим перстнем, просто очень хотелось попиариться. Большего бреда придумать было трудно. Странно, что он не рассказал о том, как Путин пробрался ночью к нему домой и украл этот перстень из охраняемого сейфа.

Что касается скандала с прослушкой – ну имел он место, ну а дальше то что? Обычный фоновый шум, регулярно сопровождающий политику. И Америка и Россия возглавляются достаточно взрослыми людьми, которые не обращают внимание на подобные детские шалости. Как правило, эти люди просто пожимают плечами, когда слышат такую информацию, и забывают ее через 30 секунд. Как максимум, они могут использовать ее в каком-нибудь ядовитом спиче. Сегодня у Владимира Владимировича такая возможность имеется – и за ним не заржавеет.


— Как Вы считаете, может ли основная тема


G8 — переговоры по Сирии, перейти в острую фазу и на саммите реально решится судьба этой страны?

— Это невозможно. Судьбу этой страны решают: с одной стороны, ее правительство, которое потихоньку выигрывает гражданскую войну, и его союзники – Иран, шиитские движения. С другой стороны боевики, воюющие против Башара Асада, террористы из Аль-Каиды, Братья-мусульмане, дезертиры из сирийской свободной армии, а также их группа поддержки – Катар, Саудовская Аравия и Турция. На саммите G8 великие державы лишь могут поговорить на тему сирийского конфликта. Не более. Воевать там никто не будет: ни мы за Асада, ни западники против него, так как всем понятно, что история кончится худо. Но попугать друг друга – это святое.


— Как по вашему мнению, сдаст Владимир Путин Сирию или выдержит давление семи глав государств?

— Почему Путин должен сдавать Сирию? Ведь он ее не покупал. Путин защищает не Сирию и не Асада, а принципы международного права, вестфальскую систему, согласно которой это государство должно само разбираться со своими сепаратистами и террористами. А западные коллеги Владимира Путина играются в мировую революцию по принципу Льва Троцкого: цель – ничто, движение – все. Только эти затеяли мировую исламскую революцию, решили запустить процесс отмирания государства, точно по Карлу Марксу. То есть: когда государство отомрет, его заменят Twitter, Facebook, НАТО и Госдеп. Хотеть не вредно, но мир устроен иначе.

Если кто-то хочет воевать с Сирией без санкции ООН, как в Ираке – не проблема. Только Обаме, к примеру, не хочется быть Джорджем Бушем, да и никому не хочется выступать в этой роли. А если спрашивать разрешения ООН на ввод войск в Сирию – то черта с два его получишь. Россия и Китай таких резолюций не пропустит. Наступив на ливийские грабли, было бы абсолютным кретинизмом второй раз за короткое время допускать подобные кунштюки в Сирии. Путин – не Медведев, и вряд ли будет верить обещаниям Барака Обамы. Тем более, было время посмотреть и убедиться, что все обещания Обамы, данные Дмитрию Анатольевичу, не сбылись.

Поэтому вряд ли на саммите на Владира Путина будут сильно давить, требуя уступок в сирийским вопросе. Да и как можно надавить на Россию? У нас титан перестанут покупать для «Боингов»? Или Европа откажется от нашего газа? Отменят доллары, чтобы обанкротить российский золотовалютный резерв вместе с евро? У путинских коллег по саммиту G8 нет рычагов давления на Россию. Если другими словами, никто не станет назло бабушке морозить собственные уши.