Госекретарь Джон Керри впервые публично одернул Порошенко

Пресс-служба Кремля сообщила, что в своей сочинской резиденции президент России Владимир Путин принял государственного секретаря США Джима Керри. Визит Керри состоялся после его переговоров с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, итогами которых оба участника остались весьма довольны. Сразу после встречи с российским президентом, на которой также присутствовал и Лавров, Керри в своем Твиттере рассказал о четырехчасовом откровенном обсуждении самых животрепещущих проблем: кризиса на Украине, положения в Сирии и Иране.

По словам помощника президента Юрия Ушакова, встреча Путина и Керри прошла в атмосфере «деловой и доброжелательной». Керри передал Владимиру Путину устный привет от президента США, который, по словам госсекретаря, был очень заинтересован в том, чтобы этот визит состоялся.

В отношении украинского кризиса и российская, и американская сторона сошлись в одном: обе наши страны должны прилагать максимум усилий для разрешения конфликта и выполнения мирных Минских соглашений. Джон Керри признал, что Украина не прекращает боевых действий против Донбасса, и сразу после окончания встречи позвонил президенту Украины Петру Порошенко. В ходе беседы с ним госсекретарь призвал украинского лидера прекратить обстрел мирных территорий и отказаться от попыток силового возвращения Донецкого аэропорта. Если же Порошенко откажется от предлагаемых мирных инициатив, то, по словам Керри, «Минские соглашения тогда окажутся под серьезной угрозой, и мы будем весьма озабочены возможными результатами таких действий».

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал кандидат исторических наук, руководитель Центра российско-американских отношений (внешнеполитическое направление) Института США и Канады РАН (ИСКРАН) Павел Подлесный.


— Михаил Леонтьев высказал мысль, что Джон Керри прилетел навстречу с Путиным, чтобы слить Украину России как не оправдавший надежды бизнес-проект. По вашему мнению, действительно ли США могут потерять интерес к Украине? Может Россия своими политическими действиями в Крыму и на Донбассе сорвала их планы по ее «вассализации»?

— «Вассализация», как вы выразились, Украины началась, собственно, после присоединения Крыма к России и начала войны на Донбассе. До этого была тихая, планомерная работа по внедрению в массовое сознание украинцев мысли о враждебности России. И эта работа оказалась вполне успешной, что неудивительно, учитывая многомиллиардные вливания в виде разного рода грантов, пожертвований фондов и т.п. Т.е. это были систематические действия, направленные на то, чтобы разделить Россию и Украину и отдалить их друг от друга.

Мы помним, что Украина всегда выступала против вхождения в НАТО. Но для президента Ющенко это стало идеей фикс и генеральным жизненным планом, поэтому-то он так «рвал и метал», когда этот план сорвался. А сорвали его представители Германии и Франции на саммите 2008 года в Бухаресте. Тогда представители этих стран четко выразили свою позицию: торопиться со вступлением Украины в НАТО не следует, преждевременно даже планирование такого вступления. Правда, в итоговом коммюнике все-таки оговаривалось, что рано или поздно Украина станет членом североатлантического блока, однако ни о каких конкретных сроках речи тогда не шло, как не идет, собственно, и сейчас.

А в 2010 году, при президенте Януковиче, Украина сама сняла вопрос о возможности своего членства в НАТО. Тогда была предпринята даже какая-то законодательная инициатива – то ли закон, то ли поправка к закону – о том, что Украина является «внеблоковым государством». А вот после февральского переворота, после Майдана, эта инициатива была отменена новой властью одной из первых, и идея членства в НАТО стала на Украине вновь актуальной.

Однако это сложный вопрос, и я лично сомневаюсь, что он будет решен в пользу Украины в ближайшей исторической перспективе. Эта страна сейчас переживает не лучшие времена: ее раздирают внутренние противоречия, вылившиеся в военный конфликт, а также есть множество других проблем, требующих незамедлительного решения. У нее также сложились крайне сложные отношения с Россией. Ну и кто в здравом уме скажет сегодня: «давайте примем эту страну в НАТО»? Совершенно ясно, по-моему, что этот вопрос сегодня на повестке дня не стоит.

Я не думаю, что цель визита Джона Керри – «слить Украину». По большому счету, Украина давно надоела всем – и Америке, и Западу – не оправдав возложенных на нее ожиданий. Вслух об этом, конечно же, никто не говорит, но думают так многие. К тому же мне кажется, что ни США, ни Россия не готовы из-за Украины окончательно испортить свои отношения. Нашим странам надо постепенно восстанавливать диалог, практически зашедший в тупик из-за антироссийских санкций, и это задача не одного дня и даже не одного года.

Своим заявлением о прекращении попыток захватить аэропорт Керри публично одернул Порошенко, и это случилось впервые за достаточно долгое время. Ведь действия по захвату аэропорта положат конец мирному процессу, заявленному Минскими соглашениями, опять расстроят отношения России и Запада. Пятым членом нормандского формата Америка не станет – ей это не нужно, как не нужно это и России. В этом и госсекретарь США, и президент России были единодушны.

Вообще во всем, что касается Украины, я лично вижу больше оснований для пессимизма, нежели для оптимизма. Все стороны сходятся во мнении, что дальнейшего накаливания ситуации следует избегать. Хотя я скептически отношусь к перспективе соблюдения Минских соглашений и восстановления мира и экономических связей между Украиной и Донбассом. Мне кажется, что они вряд ли придут к консенсусу — вспомните, правительство ополченцев отказывается даже от гуманитарной помощи со стороны Киева. Не жду я и положительного решения вопроса о статусе территорий ДНР и ЛНР.