Петр Порошенко обратился в Совет Безопасности ООН и Совет Евросоюза с просьбой поспособствовать прекращению военных действий на территории Украины путем применения миротворческих войск. Необходимость проведения миссии с участием иностранных военных аргументируется скорейшим восстановлением мира в Луганской и Донецкой областях, а также имплементацией Минских договоренностей на территории страны. Для этого Порошенко подписал Указ, вводящий в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 18 февраля, содержащее обращение к Западу.
Совбез Украины порекомендовал президенту страны обратиться в международные организации с просьбой направить на территорию конфликта миротворческие войска, а также в Верховную Раду для одобрения подобных действий.
Украинское правительство немедленно призвало Совет Безопасности ООН и Совет Евросоюза развернуть на территории Украины международную операцию. Кабинет министров страны обязался проработать законодательную базу по вопросам нахождения на Украине миротворческой миссии. По информации представительства Украины при ООН, ввод миротворческих войск может занять самое меньшее от 3 до 6 месяцев.
При этом Украина полностью исключает присутствие в составе миротворцев российского контингента. Некоторые политические эксперты уверены, что Россия как член Совбеза, наложит вето на решение о вводе иностранных войск.
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал один из известнейших столичных политологов Алексей Зудин.
— Президент Украины Петр Порошенко официально пригласил на Украину миротворцев из стран НАТО, за исключением русских. Как, по вашему мнению, сможет ли миссия «голубых касок» превратить кровопролитие на Донбассе или окажется бесполезной?
— Такое приглашение представляет собой, на мой взгляд, чисто политический жест. Для того, чтобы миссия была действительно миротворческой, необходимо согласие на ее присутствие всех конфликтующих сторон. А с этим есть некоторые проблемы. Официально Киев не признает ополченцев конфликтующей стороной, а утверждает, что сражается с Россией. Если же ополченцы все-таки признаются стороной конфликта, то они вряд ли согласятся на такой состав миротворцев.
Сегодняшняя история с иностранной миссией – это проявление попыток Киева действовать помимо и вне Минского соглашения. К подписанию соглашения «Минск-2» Порошенко пришел вынужденно, после поражений в военном противоборстве с ополченцами, а также под давлением с трех сторон, в числе которых Германия и Франция. То, что Минские соглашения Киеву не выгодны, было ясно сразу. Поэтому следом пошли заявления, свидетельствующие, что выполнять Минские соглашения Киев не будет, а если и будет, то с различными уловками и по минимуму. Собственно говоря, так сейчас и происходит отвод тяжелых вооружений. Киев предпринимает все возможное, чтобы действовать за пределами рамок Минских соглашений, о чем и явствует эта история с приглашением миротворцев. Инициатива поддерживается, конечно, Соединенными Штатами и теми странами ЕС, которые можно отнести к партии войны. Именно с такой точки зрения и нужно рассматривать историю с приглашением миссии. Порошенко постепенно создает почву для выхода из соглашения «Минск-2». Я думаю, очень немаловажно, в какой степени Киеву удастся восполнить свои воинские арсеналы, и получит ли он международную финансовую помощь в запрашиваемом размере.
Не нужно забывать и о прогнозе лидера ДНР Захарченко о том, что при наступлении благоприятной погоды в марте-апреле, Киев, скорее всего, предпримет попытки новых наступлений и выйдет из «Минска-2» под благовидными предлогами. После этого вопрос об иностранных миротворцах будет поднят еще более остро и в практической плоскости.