Павел Подлесный: «Риск ядерной войны не позволит США задушить Россию санкциями»

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков озвучил официальную позицию Кремля относительно сохранения и ужесточения антироссийского санкционного режима со стороны Запада. По словам Пескова, Западу не следует переоценивать значение санкций как инструмента давления на нашу страну. Планомерное развитие российской экономики и сохранение в России благоприятного инвестиционного климата для реализации крупных проектов в значительной мере снижают негативный эффект от западных ограничительных мер.

Такое заявление Песков сделал после того, как стало известно о пополнении санкционного списка США. В числе новых 17 персон «нон грата» оказались, конечно же, крымские чиновники – 8 министров местного правительства, а также высшие чины из управления ФСБ и Следственного комитета республики.

Украина ранее также продлила санкции, распространявшиеся на 388 физических и 105 юридических российских лиц. Вдобавок, список Незалежной пополнился 250 именами и 46 названиями организаций. Новый вариант документа зачитал министр экономики Украины Степан Кубив на состоявшейся в Киеве пресс-конференции.

Напомним, что и Евросоюз не остался в стороне от общей тенденции, хотя и «свирепствовать» особо не стал: он только намерен сохранить уже объявленные санкции против 146 россиян и жителей Донбасса и против 37 организаций. По информации «Известий», обсуждению принятое решение не подлежит и вступит в силу на следующей неделе.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал кандидат исторических наук, руководитель Центра российско-американских отношений (внешнеполитическое направление) Института США и Канады РАН (ИСКРАН) Павел Подлесный.


— Обычно введению санкций предшествуют какие-то события, но в данном случае вроде бы ничего не предвещало… Может, Вашингтон подтолкнули к расширению санкционного списка грядущие выборы (в РФ парламентские, в самих США президентские)?

— Версии того, что администрация Барака Обамы захотела с помощью этого шага продемонстрировать напоследок свою твердость, я не исключаю. Однако не менее вероятной мне кажется и такая версия: в данном случае просто сработали законы действия бюрократии, которые, как известно, заключаются в том, что если что-то задумано и тем более прописано в циркулярах – должно быть выполнено. А если это выполнение вдруг совпало с каким-либо событием – теми же выборами, например – так это не более, чем совпадение.

В общем, я абсолютно уверен, что эти «санкции косметического масштаба», по остроумному выражению одного из журналистов, ничего в отношениях России и Запада не изменили, но продемонстрировали, что их отмены ожидать не стоит, и все надежды на это являются иллюзорными. К примеру, санкции, принятые после присоединения Крыма, вообще продлятся ближайшие обозримые десятилетия – никто их не отменит, как никто не признает в эти десятилетия и легитимность этого присоединения.


— Вы разделяете оптимизм Пескова, по мнению которого не стоит переоценивать негативные последствия от санкций?

— Это мое мнение отнюдь не значит, что я разделяю оптимизм официального Кремля. Я знаком с Америкой не понаслышке – изучаю ее много лет – и я понимаю, что там функционирует неизмеримо более сложный политический механизм, чем мы привыкли думать. Мы, с нашей привычкой слушаться кого-то одного, никак не можем понять: если ты договорился о чем-либо с президентом, то это совсем не значит, что тебе удалось договориться с Америкой. Если решение президента не понравится Конгрессу, последний ни за что не допустит реализации этого решения. А ведь еще есть политические элиты, общественность – с ними президенту тоже приходится считаться.

Поэтому я и не разделяю того ажиотажа, который у нас вызывают предстоящие президентские выборы в США, как не разделяю я и надежд на Дональда Трампа: вот выиграет-де он выборы и устроит революцию в российско-американских отношениях. Ему, точно так же, как и любому другому президенту, придется считаться с мнением самых разных заинтересованных сторон.

Так что, на мой взгляд, ситуацию следует оценивать трезво, и использовать в отношениях со Штатами любую возможность достичь хоть какой-то договоренности. Как этого удалось достичь, например, в отношении Сирии. Если же есть еще какие-то разногласия — например, по вопросу разоружения, или по украинскому вопросу — их решение следует пока отложить до другой благоприятной возможности.


— Располагают ли Вашингтон с Брюсселем всем необходимым инструментарием для того, чтобы задушить Россию санкциями? Могут ли, например, закрыть для нашей нефти международные торговые площадки, как это ранее проделали с Ираном?

— Подобные действия были бы возможны только в качестве прелюдии к войне, а, как я понимаю, пока никто всерьез не собирается воевать с Россией. Впрочем, и Россия сама пока не имеет таких намерений.

Да и зачем Америке так уж стремиться прижать нас «к ногтю» — какой смысл, какая выгода? Серьезное противостояние со второй в мире ядерной державой (если принять за аксиому, что США – первая) Америке вовсе не нужно. Во-первых, достичь перевеса вряд ли возможно, а во-вторых – в случае достижения перевеса США получают в опасной близости огромный источник нестабильности.

Да и все известные до того прецеденты откровенного давления на Россию заканчивались для Америки откровенным провалом. Провалилась же попытка отключить Россию от системы SWIFT, поскольку оказалось, что в этом случае придется транспортировать через океан огромное количество наличности. Ну, Штаты тут потоптались-подумали – да и отменили это решение: себе дороже выходит. Вот и получается, что откровенно давить на Россию – с помощью санкций или чего-либо еще – слишком рискованно.