Постепенно в российской политике все более изживается такое печальное наследие эпохи 1990-х годов, как сращивание власти и бизнеса. Всем еще памятно, как страной, по сути, единолично управляли олигархи – банкиры, нефтяные и прочие магнаты, скупая за бесценок не только целые отрасли экономики страны, но и политические партии. Большие деньги играли политиками, принося еще больший доход.
Со временем на федеральном уровне эту проблему удалось решить, бизнес больше не диктует власти так явно и открыто, что следует делать. Начались изменения и на уровне отдельных регионов. Именно за сращивание бизнеса, власти и криминала поплатился глава Республики Коми Гайзер, за решеткой оказались губернатор Сахалина Хорошавин и ряд его заместителей.
Буквально пару лет назад такая ситуация была и в Волгоградской области. Политологи многие годы приводили этот регион в качестве примера территории, где бал правили олигархические «элиты», которые к тому же практически уничтожили в своей борьбе за прибылью всю инфраструктуру региона. Волгоградские дороги давно уже стали притчей во языцех, население стонало от тарифов ЖКХ и одновременно от развала всего городского хозяйства. Многие руководители попадали в поле зрения правоохранительных органов, оказывались в тюрьме. Например, бывший уже мэр Волгограда Евгений Ищенко, по сообщениям СМИ, за недолгое свое правление изъял множество участков земли по всему городу. Жемчужиной бизнеса Ищенко стала сеть магазинов «Покупочка», которая пришла в регион одновременно с политическим усилением своего владельца. Проблемы у нее возникли лишь сравнительно недавно.
Судимость за незаконное предпринимательство аппетиты бывшего мэра Ищенко не снизила. Он все равно мечтал защитить интересы своего бизнеса, а значит либо сам оказаться во власти, либо продвинуть в парламент своего ставленника. Лоббисты энергетиков (и сами имевшие в отрасли интересы) Юрий Сизов и Семен Глозман считали себя неприкасаемыми на «своей» территории и распоряжались там буквально всем. Некоторых депутатов Госдумы не смущали ни признание их банкротом, ни уголовные дела за мошенничество.
Но внезапно всему этому пришел конец. Полтора года назад в регионе появился новый губернатор, Герой России Андрей Бочаров, и выяснилось, что все может быть по-другому. Бывший мэр Гребенников много лет пытался продать кому-нибудь городской «Водоканал», но вода в кранах не становилась чище. Столь же грязными, как вода, были и финансовые схемы управленцев предприятия. При новом губернаторе был заключен договор концессии, и предприятие получило доступ к крупнейшим инвестициям в Европе на 60 млрд рублей. Получается, что открытый способ распределения заказов не только приносит деньги в регион, но и решает застарелые проблемы. Уже заменены десятки километров водоканала на новые, о чем раньше не могло быть и речи, долгов у предприятия не стало вовсе.
«Авторитетные» бизнесмены в одночасье потеряли всю власть. Могло ли это понравиться им? Конечно, нет. И они стали сопротивляться. Перед лицом угрозы потерять все они объединились в попытке вернуть старую систему управления регионом, основанную на многочисленных внутриэлитных договоренностях. В ход, как в лучшие времена, пошло все: и компромат, и протесты «несогласных», и постоянная перетасовка кандидатов на выборах.
Евгений Ищенко, который не смог собрать за себя подписи избирателей и стать кандидатом, внезапно стал поддерживать другого кандидата от одной из оппозиционных партий. Хотя политик, который вынужден фальсифицировать подписи за себя, должен бы был понимать, что своей поддержкой он скорее отнимет голоса у своего ставленника. Глозман с Сизовым первоначально сделали ставку на Олега Савченко, но он также не смог стать кандидатом (проиграл предварительное голосование, а потом его исключили и из списка Партии пенсионеров). Теперь они поддерживают одного из своих бывших партнеров. Но и эта попытка явно закончится провалом. Их время и эффективность их методов безвозвратно уходят.
Покусывания СМИ и постоянные заказные кампании больше ни к чему не приводят, бизнес «по понятиям» проваливается на берегах Волги. Доверие людей и федерального центра — главный актив Андрея Бочарова. У него, в отличие от предшественников, просто нет своих бизнес-интересов. Против таких козырей «людям из прошлого» нечего предъявить.
А в регионе после «свержения» старых хозяев и появления настоящего руководителя начались перемены. То, что считалось при предыдущих властях невозможным, выполнено; там, где постоянно повторялась мантра «потребуются десятилетия, чтобы сдвинуть ситуацию с места», — хватило двух лет. За эти годы удалось начать дорожное строительство на ключевых участках федеральных трасс, в самых болевых точках областной столицы и других городов и поселков региона. Последние 30 лет власть о ремонте дорог была способна лишь рассуждать.
Каждый день жители региона видят знаковые, принципиальные изменения, и это вызывает дополнительную ярость у вчерашних «владельцев» области. Просто потому что «порядок бьет класс», а уж тем более — неграмотных управленцев, которые сами себя когда-то назначили во главе области. Технологии 1990-х уходят в прошлое вместе со своими политиками. Уже сегодня ясно люди выбирают настоящее, работу власти здесь и сейчас. И если люди хотят слышать о наследии прошлого, то только о героическом.