НАТОвского полку прибыло – накануне Брюссель одобрил решение Черногории вступить в североатлантический военный блок. Согласно подписанному главами МИД стран-участниц протоколу, республика получила статус наблюдателя с правом присутствия на заседаниях. В администрации российского президента новость об экспансии НАТО в Европу восприняли настороженно: по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «этот процесс чреват дальнейшим повышением градуса напряженности на континенте».
Впрочем, особо волноваться пока не стоит – для того, чтобы Черногория стала полноправной участницей альянса, упомянутый протокол должны ратифицировать все остальные страны, входящие в НАТО, а их, ни много ни мало, 28. «Сбор подписей» может растянуться на два года, а за этот срок многое может произойти. Тем более что российский МИД словами своего официального представителя Марии Захаровой выразил сомнение в намерениях Черногории, которую брюссельские военные насильственно втягивают в чуждую ей политическую игру, что, впрочем, «подтверждает стремление Брюсселя максимально форсировать вступительный процесс и придать ему необратимый характер». Подобную точку зрения еще до начала подписания протокола высказывал и глава российского МИДа Сергей Лавров.
Возможность ответных на «экспансию НАТО» действий со стороны Москвы не исключает никто, прежде всего – пресс-секретарь российского президента. Насторожились и в руководстве НАТО – генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг предупредил, что любая реакция российской стороны на решительный поступок маленького, но отважного балканского государства будет «неоправданной».
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный политолог и оппозиционер Вячеслав Мальцев.
— Чем можно объяснить довольно-таки болезненную реакцию Кремля на решение о принятии в НАТО крошечного государства на адриатическом побережье? Тем более что с Черногорией у России не было, нет и, наверное, никогда не будет общих границ.
— Реакция Кремля именно что болезненная, так что объяснить ее можно только паранойей, больше ничем. По-моему, совершенно очевидно, что рано или поздно все европейские страны вступят в североатлантический альянс – к этому ведет вся логика европейской политики.
Действительно, сложно представить, что в Европе, которую почти полностью поглотил Евросоюз, какие-то государства будут участвовать в НАТО, а какие-то – нет. Все-таки НАТО – это именно военный союз, и теперь представьте себе, что против какого-то государства в Старом Свете будет предприняты какие-то агрессивные действия. Если оно входит в НАТО – в его поддержку выступят страны-участницы альянса, а если не входит – соответственно, не выступят? И как тогда следует действовать Евросоюзу? Поддерживать жертву агрессии своими силами? А откуда у Евросоюза военные силы, если не от НАТО? Вы же понимаете, что ситуация выглядит абсурдной даже будучи чисто гипотетической, что уж говорить, если она, упаси Боже, воплотится в реальности. Так что быть в Европе и не быть в НАТО – невозможно.
— Западные кукловоды хотят рассорить Москву и Подгорицу? Чем это может грозить среднестатистическому россиянину, далекому от большой политики? Ведь в Черногории немало недвижимости принадлежит нашим соотечественникам. Также мы любим ездить туда на отдых.
— Среднестатистический россиянин, уж извините, недвижимости в Черногории не имеет. Даже как туристический регион Черногория регион никогда не относилась к разряду бюджетных. Но да, вы правы, в России есть люди, которых подвижки Черногории в сторону НАТО могут обеспокоить или огорчить. Увы, им придется справляться со своими эмоциями в одиночку, поскольку не они определяют реакцию Кремля. Ее определяет президент страны Владимир Путин, а ему намерения Черногории очень не нравятся. Был бы он «среднестатистическим россиянином» — это осталось бы его личным делом, но он – глава нашего государства, так что это становится нашим общим делом.
Мне не кажется, что ответная реакция России выльется в какие-то санкции или что-либо-подобное. Резких «телодвижений» со стороны Москвы не последует, однако несомненно, что отношения нашей страны и других европейских государств станут еще напряженнее, хотя, казалось бы, куда больше. Ведущую роль в нагнетании этой напряженности, на мой взгляд, будет играть президент РФ, и я боюсь, как бы действия главы государства не поставили это самое государство на грань очередной мировой войны, уже третьей по счету. И не следует забывать, что эта война будет ядерной, т.е. шансов выжить не останется ни у кого.