В администрации президента появилась новая должность: советник Кириенко по работе с социальными сетями. Направление удара понятно: после того, как молодежь вышла на улицы, вдохновившись постами Навального, появился запрос на людей, которые знают, как работать с социальными сетями.
Ну, или позиционируют себя таким образом. Первые опыты команды Кириенко окончились провалом: как наивный и смешной ролик про Навального — Гитлера, так и позорный клип бывшей солистки «Ленинграда» Алисы Вокс, которая в образе сексуальной учительницы призывала молодых людей не ходить на митинги.
И вот руководитель Администрации президента Антон Вайно подписал распоряжение о назначении Максута Шадаева советником Сергея Кириенко по работе с социальными сетями.
Как сообщает популярный телеграмм-канал «Незыгарь», ранее Шадаев рассматривался на должность заместителя руководителя Управления общественных проектов, но не прошел проверку. Что вполне объяснимо — по степени вовлеченности в публичные скандалы Шадаев входит, вероятно, в первую десятку.
Максут Шадаев всегда считался представителем клана Леонида Реймана. Шадаев с Рейманом работает с 2004 года, когда в 25 лет стал советником министра связи. Говорят, что ответ успешности кроется в дружбе отца Шадаева с Рейманом. В министерстве связи Максут возглавлял департамент государственных программ и развития, отвечал за проект Электронного правительства.
С приходом в министерство Игоря Щеголева в 2008 году весь клан был вычищен, и Шадаев переходит на работу в Администрацию президента в качестве помощника ее руководителя Сергея Нарышкина. В это же время Рейман становится советником президента Медведева и занимается, в том числе, вопросами деятельности ИНСОР.
В 2010 году Рейман был уволен по собственному желанию с должности советника президента, как говорили, в связи с критической массой компромата. Как следовало из депутатских запросов 2011 года, Рейман обвинялся в том, что на госслужбе занимался коммерческой деятельностью, а Шадаев — фактически даже якобы руководил оффшорными компаниями, управляющими имуществом Реймана. Реймана и Шадаева обвиняли также в том, что они владели пакетом акций Мегафона в размере 31 процента и в 2008 продали этот пакет Усманову за 4 млрд долларов.
В 2011 году Шадаев был фигурантом уголовного дела в отношении нецелевого использования 21 млрд рублей на проект «Электронная Россия».
Правда, ходили разговоры, что обвинения и уголовные дела являлись частью кампании борьбы с Рейманом, которую вели тогда Игорь Щеголев и Сергей Иванов. Нельзя не учитывать и то, что в этот период Шадаева лоббировали на должность руководителя нового ведомства — Федерального агентства по информатизации (которое так создано и не было). Именно новое агентство (в том числе и команда Реймана) должно было забрать у Щеголева и Ростелекома значимые проекты.
Никаких серьезных последствий для Шадаева не было. В 2012 он переходит с Нарышкиным на работу в ГосДуму и становится советником спикера. С 2013 сотрудничает с Андреем Воробьевым и переходит на работу в качестве министра по информационным технологиях Московской области в 2014 году. В 2016 становится заместителем председателя Правительства Московской области.
Назначение Шадаева в команду Кириенко символическое. Само появление Шадаева в Кремле означает публичный сигнал на ослабление позиций помощника президента Игоря Щеголева.
За последние годы связка Щеголев — Жаров — Малофеев добилась многих ограничений в развитии Интернета, вызвала серьезную напряженность в диалоге с обществом, сформировала негативный взгляд на Россию в мире. Зачастую сомнительная с точки зрения эффективности деятельность Роскомнадзора, и мягко говоря, странные проекты создания национального поисковика, национального мессенджера, национальной операционной системы, не получившие своего развития, защита персональных данных, введение так называемого «права на забвение», война с мессенджерами, создание оператора больших данных — все это не лучшие заслуги щеголевской команды. Да и в создании печально известного «пакета Яровой» господин Щеголев изрядно поучаствовал. Это, вероятно, и привело к серьезному недовольству операторов связи деятельностью помощника президента.
Но еще большее недовольство вызвано тем, что стратегия, проводимая Щеголевым, фактически привела к проблемам развития самой телекоммуникационной отрасли. Как говорят, у помощника президента возник серьезный и непреодолимый конфликт с Минкомсвязи и министром Никифоровым. Серьезный конфликт, как рассказывают, у Щеголева с Ковальчуком и Чемезовым.
За последнее время Щеголев утратил серьезные позиции в Кремле. Что, по мнению знающих людей, связано с потерей «покровителей» — Щеголев всегда считался любимцем Евгения Примакова (он был личным пресс-секретарем бывшего премьера), который всегда лоббировал его во власти, и считался союзником Сергея Иванова, также члена примаковского клана.
Несколько недель назад возникли разговоры, что у Щеголева-Клименко-Жарова якобы серьезные проблемы, все они находятся под угрозой отставки. Кстати, активизация обсуждения закрытия мессенджера Телеграм, инициирование законопроектов о запрещении анонимного общения, контроль над мессенджерами, паспортная прописка в Интернете — все это попытка, как говорят, некоторых персон удержаться в креслах, сменить повестку.
На этом фоне назначение Шадаева – явный сигнал к переменам.