Выдержит ли Евросоюз каталонские «крутые горки»?

События вокруг референдума Каталонии о независимости, повергли российские государственные СМИ в смятение. С одной стороны, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заранее заявила: «Считаем ситуацию в Каталонии внутренним делом Испании. Развитие событий вокруг каталонского сюжета должно происходить строго в русле действующего испанского законодательства». А если так, то Мадрид правильно делает, что не признаёт референдум и считает его легитимность ничтожной.

С другой стороны, в Москве регулярно проходят съезды сепаратистов со всего мира. Последний состоялся в сентябре прошлого года, и организован он был на президентский грант – 3,5 миллиона рублей. Причём, одним из участников этого съезда была коалиция партий «Каталонская солидарность и независимость», которая добивается независимости региона от Испании.

Поэтому неудивительно, что в головах у отечественных пропагандистов в эти выходные случился когнитивный диссонанс. Одни из них заявляли, с плохо скрываемым злорадством, что Мадрид, используя жёсткие меры для разгона участников референдума, оттолкнул от себя каталонцев ещё больше и теперь Каталония навсегда потеряна для Испании.

Другие видели в этом аналогию с Украиной, где жидобандеровцы бомбят Донбасс, не желающий жить в одной стране с воцарившейся в Киеве хунтой. Третьи призывали Мадрид и Барселону, столицу Каталонии, сесть за стол переговоров и с участием Евросоюза разрулить ситуацию.

Но все вместе они возмущались действиям испанских полицейских и даже приводили им в пример наших «космонавтов», которые профессионально и бережно умеют с митингов отволочь в автозаки юных демонстрантов.

Реакция Запада на эти события остаётся консолидированной. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила о полной поддержке испанских властей. Президент Франции Эммануэль Макрон также поддержал территориальную целостность Испании и выступил против отделения Каталонии.

Премьер-министра Бельгии Шарль Мишель выразил общее мнение Евросоюза, заявив, что «насилие никогда не должно становиться ответом», но Европейская комиссия, в лице Маргаритиса Схинаса считает «голосование в Каталонии незаконным».

В Англии прошедший референдум называют внутренним делом испанского правительства и народа, призывая решать все вопросы конституционными средствами. А президент США Дональд Трамп заявил, что поддерживает единую Испанию.

Для российской власти, хоть она официально придерживаются западной точки зрения, эта позиция не очень комфортна. Вот если бы кто-то из серьёзных стран поддержал независимость Каталонии, это могло бы снять неловкое напряжение вокруг возвращённого в родную гавань Крыма. Дескать, жители Крымского полуострова, как и каталонцы, высказали своё решение о самоопределении, и теперь законно пользуются всеми благами, войдя в состав России.

Но пока о готовности признать независимость Каталонии заявила Абхазия, да МИД Южной Осетии высказался об «уважении права каталонского народа на свободное определение пути своего дальнейшего развития». Не самые, при всём уважении, могучие мировые державы.

Ну а дальше, и это уже признали все, каталонский референдум и решение жителей региона отделиться от Испании, создаёт много проблем Европе в целом. Свои сепаратистские настроения есть в Великобритании, в Италии, во Франции, да и в самой Испании есть баски, которые последние годы жили в согласии с центральной властью, но после референдума в Каталонии, вышли на многотысячную акцию за отделение Страны Басков от Испании.

Так или иначе, в адрес властей Испании обязательно последует ряд формальных осуждений и увещеваний – никому не пришлись по нраву методы их противодействия проведению референдума. Европарламент может поднять вопрос о применении Мадридом силы против собственного народа. Власти Каталонии, в свою очередь, готовы подать в международный суд на действия испанской полиции за применение полицейскими резиновых пуль и слезоточивого газа при разгоне сторонников независимости Каталонии.

Тем временем, в Каталонии 3 октября прошла всеобщая забастовка, инициированная крупнейшей профсоюзной организацией региона – «Всеобщей конфедерацией труда». Не работали госучреждения, общественный транспорт, были отменены полторы сотни междугородних поездов, в Барселоне не работало метро. Так люди выражали своё возмущение насилием, которое полиция допустила в день референдума. И такая горячая ситуация вряд ли сможет скоро успокоиться.

Что же касается российского отношения ко всему происходящему, то ещё некоторое время пропагандисты на госканалах (кто, захлёбываясь, а кто и спокойно, отбывая свой номер) будут обсуждать эту тему, неустанно пугая обывателей развалом Европы. Впрочем, (слова «к счастью» здесь неуместны), жизнь постоянно подкидывает новые головокружительные сюжеты, и смена повестки дня не заставит себя долго ждать. Потому что Каталония, всё же, не Украина и не Америка, которые можно обсуждать вечно…