Запад поднял «дело Литвиненко» для противодействия мировой политике России

Алексей Зудин: «Западу не нравится то, что в течение последних двух лет Россия встала на путь обретения полноценного суверенитета, на путь превращения в мировой центр, способный выступать с самостоятельными инициативами, которые могут изменить существующий миропорядок. Поэтому там недовольны ситуациями с Крымом, Донбассом и Сирией. В подобной обстановке неизбежно продвижение, в свою очередь, различных инициатив антироссийских. При этом в ход пускаются как новые, так и хорошо забытые старые».

В четверг британский коронер Роберт Оуэн, проводивший расследование обстоятельств смерти в 2006 году бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, опубликовал доклад по итогам своей работы. Оуэн выразил уверенность, что Литвиненко стал жертвой заказного убийства, исполнителями которого были граждане России Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, а вот заказчиком – ФСБ РФ. При этом коронер заявил, что не исключает возможности того, что это убийство было одобрено президентом России.

Предположение служителя британской Фемиды возмутило властные круги России. Источник из госструктур РФ, прокомментировавший доклад Оуэна «Коммерсанту», заявил, что это заявление нарушает элементарные юридические нормы, в частности, презумпцию невиновности, а тот факт, что сделано это в отношении высших лиц государства, выводит его на уровень международного конфликта. По словам собеседника издания, доклад Оуэна «не останется без серьезных последствий для наших двусторонних отношений».

Официальная реакция Кремля на доклад, выраженная пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым, была более сдержанной. Еще до опубликования результатов расследования Оуэна Песков выразил намерение ознакомиться с текстом, однако уточнил, что этот доклад для руководства России интереса не представляет, точнее, «не входит в повестку дня». В МИДе же отметили явное намерение британского правосудия придать процессу по делу Литвиненко политизированный характер.

Похоже, что в Британии явно намерены использовать «дело Литвиненко» для введения новых антироссийских санкций, которые предложил лидер оппозиционной Либерально-демократической партии Тим Фэррон, мотивируя это тем, что «отравив своего гражданина на британской земле, российское государство продемонстрировало полное неуважение к нормам британского и международного права». Однако МИД Британии, как и полагается представителю официальной власти, более осторожен в суждениях и предложение о введении санкций откровенно не поддерживает, опасаясь дальнейшего роста напряженности в отношениях двух стран.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал один из известнейших столичных политологов Алексей Зудин.


— Все заявления как Лондона, так и Москвы по «делу Литвиненко» пахнут политикой. А потому хотелось бы остановиться на другом моменте: Запад использует этот процесс для усиления антироссийских санкций? Какие «сюрпризы» нам он еще может преподнести в течение ближайшего года?

— Этот и ему подобные случаи свидетельствуют о том, что Западу не нравится намерение нашей страны, по большому счету, изменить расстановку сил в мире, т.е. то свое положение, в котором она оказалась еще в середине 90-х годов. И особенно не нравится то, что в течение последних двух лет Россия встала на путь обретения реального, полноценного суверенитета, на путь превращения в мировой центр, способный выступать с самостоятельными инициативами, способными изменить существующий миропорядок. Всем этим Запад очень недоволен – поэтому-то он и недоволен ситуациями с Крымом, с Донбассом, с Сирией. В подобной обстановке продвижение различных антироссийских инициатив – как новых, так и «хорошо забытых» старых – неизбежно. И тут в дело сгодится практически что угодно, к примеру, то же «дело Литвиненко». Эта история из разряда старых, однако задействована с совершенно новыми целями.

При этом не случаен тот факт, что эта история была вытащена «на свет» именно в Великобритании. Не секрет, что существует группа стран, весьма разновеликих и по экономическим показателям, и по политическому авторитету, которые отличаются особенной антироссийской активностью – это проявляется и в связи с российско-украинскими отношениями, и в связи с сирийским кризисом. Помимо Великобритании, в эту группу, несомненно, входят Соединенные Штаты, особенно активизировавшаяся в последнее время Польша и, традиционно, страны Балтии.

Так что ничего нового очередной раунд «дела Литвиненко», начатый Великобританией, ни миру, ни нам не показал – Запад продолжает целеустремленно выискивать ресурсы для противодействия России.


— Как Вам кажется, нет ли в «полицейских архивах» еще каких-нибудь полузабытых дел, которые можно реанимировать с целью использования их против России?

— Я думаю, нельзя исключать возможности того, что опять будут перетряхиваться подробности крушения малайзийского «Боинга» над Донбассом. Можно ожидать новых антироссийских выступлений от нынешнего руководства Украины, теперь уже на арене ООН – официальный Киев явно намерен вновь поднять проблему возвращения Крыма, ведь его вхождение в состав Российской Федерации традиционно подается официальным Киевом как акт российской агрессии, как оккупация.

Правда, стоит отметить, что в ситуации с Крымом им придется особенно «постараться» — все-таки информационная блокада Крыма постепенно слабеет, и в «большой мир» поступает все больше правды о реальном положении дел в этой республике, о реальных обстоятельствах ее вхождения в состав нашей страны. Все это украинским властям, конечно же, не нравится, но с этим приходится смиряться.

К осени, как мне кажется, ко времени, когда в России будут проходить очередные региональные выборы и выборы в Госдуму – а эта кампания обещает быть не из легких – можно будет ожидать новую волну обвинений нашей страны в том, что здесь нарушаются демократические процедуры, подавляется оппозиция и вообще попираются общечеловеческие ценности, под которыми подразумеваются в первую очередь ценности демократии.