В астрономии есть понятие — «свет потухшей звезды». Это когда звезды нет, а ее световое излучение еще существует. Такой алгоритм вполне подходит и для вполне земной управленческой практики: вице-премьера Абрамченко довольно давно нет в кабинетах на Краснопресненской набережной, а последствия ее деятельности очень сильно ощущают в правительстве. В частности, министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.
На недавнем заседании Совета законодателей глава СФ Валентина Матвиенко устроила ему жесточайший разнос за фактический срыв мусорной реформы. Оговорившись, правда, что в силу субъективных причин министерство было отстранено от этой работы». Эта оговорка многое проясняет. Из Козлова сделать «козла отпущения» не получится. Поскольку национальный проект «Экология» (2019-2024) в целом и его составляющие в части комплексной программы по переработке мусора курировала вице-премьер Абрамченко, выбившая себе под эту задачу немалые полномочия. В аппарате правительства до сих пор с ужасом вспоминают время, когда ее, куратора «мусорной реформы», не могли найти несколько дней в то время, когда некоторые регионы были в буквальном смысле завалены отходами под жарким весенним солнцем. А без «куратора» с ее персональными правами на принятие решений, организовать аварийные работы было весьма непросто.
В итоге мусорная реформа проходила в лучших чубайсовских традициях — перевести бюджетные деньги в частный карман под фанфары о больших успехах. Была создана сеть региональных операторов и частных посредников, которые получали платежи от населения (280-345 млрд руб в год). Дальнейшее движение этих денег неизвестно даже Валентине Матвиенко и Президенту РФ («Где деньги и заводы?»). Тем более, что заявленные цели – строить новые мусороперерабатывающие предприятия и полигоны, вводить раздельный сбор твердых бытовых отходов, ликвидировать свалки, рекультивировать земли, а главное – создать комплексную систему переработки отходов, – в плановом объеме достичь не удалось.
Тем временем, Абрамченко не смущаясь утверждала в 2023: сортируется уже более 50% ТБО, а около 12% – утилизируется, что было весьма далеко от действительности. Демонстрации протеста против стихийных свалок во многих регионах, уголовные дела по «мусорной коррупции» и полная служебная несостоятельность Абрамченко, наконец, стали основанием для ее перемещения в депутаты Госдумы. Хотя и это удалось с трудом – регионы не хотели принимать «королеву мусора». Тем более, что у правоохранительные органы имеют к ней до сих пор не закрытые вопросы с времен руководства Росреестром.
А в правительстве тем временем продолжают расхлебывать последствия деятельности «потухшей звезды». Намечено сформировать жесткую управленческую вертикаль по проведению мусорной реформы, определив нормативные требования для каждого ее участника. Система сбора и утилизации мусора будет переформатирована, вытесняя структуры, которым покровительствовали прежние кураторы реформы.