ВТБ договорился о покровительстве со стороны болгарского правительства за откат по сделке c Вивакомом.
Политики за коррупционное развитие
В результате махинаций с целью приобретения болгарской телекоммуникационной компании страдают интересы российского и болгарского государства, но выиграют коррумпированные политики и банкиры.
Согласно записи в торговом реестре Люксембурга, 30 августа 2016 года была зафиксирована передача контроля над компанией АО «Болгарская телекоммуникационная компания» (БТК), владеющей брендом Vivacom, новым собственникам во главе со Спасом Русевым. Однако, Русев является лишь ширмой для сокрытия имен истинных владельцев. Путем запутанных манипуляций контроль над компанией фактически за государственный счет приобрели топ-менеджеры банка ВТБ. Напомним, что БТК является крупнейшим телекоммуникационным оператором Болгарии и спор за владение этой компанией длится с ноября 2015 года, когда банк ВТБ объявил о продаже находящихся у него в залоге акций компании с целью погашения долга перед банком.
В результате этой сделки компания, вынужденная взять на себя финансирование обязательств новых собственников, поставлена на грань банкротства, менеджмент выводит деньги под сомнительные сделки, а пострадавшие акционеры инициировали многочисленные судебные разбирательства.
По идее, прямая задача государственных органов Болгарии — пресекать подобные махинации. Тем более что речь фактически идет о рейдерском захвате одной из крупнейших компаний страны. Но, удивительно, что правительство Болгарии демонстрирует политику невмешательства, упорно пытаясь игнорировать процессы, которые происходят вокруг крупнейшего телекоммуникационного оператора.
Однако источники в правоохранительных органов поясняют: менеджеры ВТБ смогли правильно мотивировать премьер-министра Бойко Борисова (глава партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» — ГЕРБ) и его окружение, оценив «политику невмешательства» в сумму 50 миллионов долларов. Как говорил «крестный отец» из трилогии Марио Пьюзо, топ-менеджеры ВТБ дали «смочить клюв» премьер-министру.
Говоря криминальным языком, пообещали откат за то, что Борисов закроет глаза и «не заметит» ни сомнительной юридической процедуры «покупки», ни возможные проблемы компании. Поэтому, как утверждают источники, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов тоже заинтересован в сделке. Точнее, заинтересован получить свою долю от махинаций ВТБ.
Правда, если оперативные сведения об участии Бойко Борисова подтвердятся, тогда речь пойдет уже не только о нарушении стандартов банковской деятельности и причинении ущерба третьим лицам. Тогда можно будет прямо говорить о международной коррупции. О таких ее формах как дача и получение взятки и использование служебного положения в корыстных целях. Интересно, что несмотря на то, что собственные расследования ведутся правоохранительными органами США, Великобритании и, как недавно выяснилось, прокуратурой РФ, их болгарские коллеги продолжают тихо бездействовать.
Поэтому можно ожидать, что когда компетентные органы вскроют всю подноготную этой аферы, то грянет международный скандал, который серьезно ударит как по репутации ВТБ, так и по имиджу самого Борисова. Ущерб понесет и Болгария в целом. Серия коррупционных скандалов в высшем болгарском политическом истеблишменте серьезно подорвала международный имидж страны. В преддверии начала нового избирательного цикла (в ближайший два года должны пройти президентские и парламентские выборы) власти Болгарии приложили массу сил, чтобы исправить ситуацию. А теперь оказывается, что все осталось как прежде…
Купили на рубль пятаков
Симптоматично, что чем больше деталей сделки с акциями болгарской телекоммуникационной компанией мы узнаем – тем больше вопросов появляется. Мало того, что участие ВТБ в захвате БТК, предположительная дача взятки и участие в международной коррупции – это удар по имиджу, что обязательно повлияет на отношение со стороны иностранных контрагентов. Так банк еще и почему-то неожиданно оказался кредитором компании-покупателя, о чем было объявлено в посвященном закрытии сделки пресс-релизе банка.
Представители ВТБ неоднократно делали заявления, объясняющие продажу компании необходимостью погашения ранее выданного кредита в 150 млн евро. Однако банк в результате этой сомнительной сделки не только не добился возврата денег, но и взял на себя еще большие обязательства выдав кредит на 240 млн евро новым собственникам компании. При этом, деньги были выданы компании-пустышке без каких либо активов, а залогом по кредиту выступили все те же акции БТК. Причем, качество залога сейчас намного хуже, так как компания является ответчиком по искам в Болгарии и Люксембурге, акции компании арестованы, а сама процедура продажи оспаривается в многочисленных судах, что грозит банку сотнями миллионов евро убытков.
При выдаче кредита были нарушены как внутренний регламент банка, так и положения кредитного договора, предусматривающие выполнение ряда условий, которые в спешке не были выполнены. Единственным разумным объяснением такого странного поведения государственного банка является тот факт, что, как утверждает акционер компании Дмитрий Косарев, фактически новыми собственниками компании стали менеджеры ВТБ во главе с первым вице-президентом Юрием Соловьевым, который и организовывал эту сделку, не забыв договориться о «крыше» с болгарским премьер-министром. По информации источников, близких к участникам сделки, Соловьев лично руководил выдачей кредита в нарушение всех банковских процедур.
Также вызывает много вопросов отсутствие реакции на происходящее со стороны председателя правления банка ВТБ Андрея Костина, который в последнее время очень активно общается с иностранными журналистами на тему «миллиардов Путина», но, видимо, совершенно не контролирует деятельность своего первого зама, проворачивающего такие аферы у него под носом. При том, что законный собственник проданных таким образом акций БТК российский бизнесмен Дмитрий Косарев уже дважды в своих письмах безуспешно призывал Андрея Костина обратить внимание на подозрительные махинации его подчиненных.
Безусловно спешка в закрытии сделки привела к тому, что сразу же после закрытия начались многочисленные проблемы. Так болгарский регистратор отказался принимать к регистрации отчетность компании за 2015 год, так как, по его мнению, отчетность не содержит всей полноты информации о текущем состоянии компании и о рисках, связанных с приобретением компании на имя Спаса Русева. А городской суд Софии запретил регистрировать изменения в совете директоров и уставных документах БТК. В частности, суд постановил не регистрировать Спаса Русева в качестве нового директора БТК, и не изменять устав компании, позволяющие ему единолично руководить компанией. Такое решение суд принял в результате рассмотрения иска компании Empreno Ventures Limited, принадлежащей Дмитрию Косареву. Компания Empreno, законный собственник 76,6% в капитале БТК, считает сделку по выдаче кредита ВТБ ничтожной (т.е. не имеющей законной силы) и требует с ВТБ вернуть акции БТК законному собственнику и возместить убытки.
Интересно, что несмотря на то, что банк ВТБ всячески отрицает свою вовлеченность в сделку со стороны покупателя, одним из первых решений новых акционеров стало наделение менеджера болгарского офиса ВТБ Милена Велчева (бывшего соратника Юрия Соловьева в период когда тот доблестно трудился в лондонском Сити) правом увольнения и назначения директоров БТК, фактически передав ему все рычаги управления в компании.
Зачем ВТБ стреляет себе в ногу?
Итак, чем больше становится известно о новом кредите ВТБ, тем больше вопросов возникает. Но убытки в виде 240 миллионов евро – только полбеды. Схема по поглощению БТК – это не только безвозвратные потери, но и серьезные репутационные риски для ВТБ. Во-первых, сделка уже сегодня привела к лавине судебных споров и скандалов, а потому наносит урон репутации российского банка в информационном пространстве ЕС. Во-вторых, если оценивать скандал вокруг БТК в международном ракурсе, то речь идет об ущербе для имиджа РФ в целом на международной арене.
Кроме того, это уже не первый скандал связанный с международной деятельностью государственного (Российской Федерации принадлежит 60,9% голосующих акций) банка ВТБ на развивающихся рынках. Весной 2016 года Директор МВФ Кристина Лагард прямо обвинила банки ВТБ и Credit Swiss в коррупции при выдаче кредитов правительственным компаниям Мозамбика на сумму превышающую 1 млрд долларов (деньги пропали в неизвестном направлении, а бюджете Мозамбика оказалась зияющая дыра). В результате последующего скандала была остановлена вся международная помощь этой стране до выяснения деталей данных операций. Буквально несколько дней назад после очередной встрече с чиновниками МВФ премьер-министр Мозамбика был вынужден согласиться допустить проведение независимого аудита всех обстоятельств выдачи этих кредитов. Теперь можно ожидать, что в результате этого аудита могут вскрыться весьма интересные подробности деятельности банка ВТБ теперь уже и на африканском континенте.
Международный сговор
Таким образом получается интересная история: топ-менеджеры ВТБ, прикрываясь государственными интересами, зарабатывают свою немалую ренту за счет денег и престижа российского государства. А тот факт, что подобная деятельность подрывает позиции России страны в мире, их абсолютно не волнует. Скорее всего, настоящая причина заключается в том, что первый заместитель президента-председателя правления ВТБ Юрий Соловьев не является гражданином РФ, поэтому убытки банка с государственным капиталом или ущерб имиджу российского государства его попросту не волнуют. А волнуют, по классике, только интересы собственного кармана. Поэтому, образно говоря, рулевому все равно, что будет с кораблем, потому что он не собирается на нем плыть. Его экономическая Родина – это офшоры.
Если это действительно так, тогда становится понятно, почему топ-менеджеры ВТБ с такой настойчивостью проворачивали скандальную сделку с болгарским кредитом. Понятны и логичны действия властей Болгарии, если подтвердится информация о том, что первые лица страны «в доле». Разве что российское правительство продолжает действовать нелогично, сохраняя интригу. Несмотря на массу публикаций в прессе и многочисленные письма, детально информирующие о данной ситуации, ни премьер Дмитрий Медведев, ни профильные вице-премьеры до сих пор не отреагировали на информацию о том, что кредит ВТБ – это риски для банка с государственным капиталом и российского государства в целом. Неужели у болгарского премьера научились?
Отдельно надо отметить, что Россия и Болгария сейчас переживают период напряженности, что неминуемо отразилось и на бизнес-отношениях. Примеров тому масса – например, тот же «Южный поток». Или отказ Болгарии от совместного проекта в виде АЭС «Белене». И если грянет коррупционный скандал, да еще международного масштаба – когда будут предъявлены доказательства, что менеджеры российского банка вошли в коррупционный сговор с премьер-министром страны Евросоюза, то напряженность выйдет на новый виток. И тогда высок риск, что пострадают интересы всего российского бизнеса в Европе.