Эксперт: «У полицейских в Казани сносит планку от глобальной несправедливости»

В Татарстане Следственное управление СКР по республике закрыло уголовное дело в отношении полицейских казанского отдела «Юдино», которые применяли к задержанному пытку «ласточка». Связывание ему ног ремнями и их последующее подтягивание к рукам, а также «длительное сдавливание», удар полицейского ногой в правый бок мужчины, «следователь СУ СКП по Татарстану признал правомерными и обоснованными», — говорится в заявлении Казанского правозащитного центра.

Правозащитники намерены обжаловать постановление СК как незаконное и «противоречащее положениям Конвенции о защите прав человека».

Напомним, резонансный эпизод, получивший широкую общественную огласку, произошёл в Казани 1 февраля 2012 года. В этот день полицейский патруль задержал заместителя директора Казанского техникума железнодорожного транспорта Павла Дроздова за нахождение пьяным в общественном месте. Преподавателя доставили в участок, где он и скончался. Видеозапись последних минут жизни отца четверых детей вызвала бурю негодования и вынудила следователей возбудить уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств».

На тему спорного решения татарстанских следователей корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный политолог и оппозиционер Вячеслав Мальцев.


— Преподаватель Дроздов скончался под видеозапись в полицейском участке после избиения. Дебошира нужно было успокоить, но какой вред он мог нанести пятерым сотрудникам в тесной камере? Ясно, что в этой ситуации применение «ласточки» было необоснованным, тем более, она попадает в категорию «пытки». Почему в последнее время сообщения о пытках, приводящих к смерти задержанных, появляются все чаще, откуда такая жестокость у рядовых сотрудников?

— Такое количество насилия в полиции и такое количество самоубийств среди самих полицейских происходит от морального климата в стране, от осознания, что творится глобальная несправедливость. И от этого планку у людей сносит, они не жалеют ни себя, ни других. Эта несправедливость, как тысячекратное эхо повторяется, поэтому в данной ситуации они не несут никаких моральных обязательств. Конечно, среди сотрудников полиции есть масса уродов с садистскими наклонностями. Их не большинство, может, их процент чуть больше, чем среди всего остального общества. Но там не все такие.


— То есть, все, что происходит, вся эта жестокость от отчаяния?

— Я встретил недавно подполковника полиции, очень профессионального человека, который воевал в Чечне, не боится ни Бога, ни черта, и первыми его словами были: «Когда же мы их мочить начнем?» Это человек, доведенный до крайней степени кипения. Я много общаюсь с сотрудниками полиция, я сам бывший милиционер и они меня знают и уважают, потому что я был единственным представителем этой категории людей в представительной власти, который там профессионально занимался их проблемами. И этот вопрос – «когда мы будем менять власть», они задают все чаще. Причем, менять насильственным путем, они другого пути не видят. Люди, находящиеся в таком жутком состоянии, они обращают агрессию либо против тех, кто находится рядом, и тогда страдают совершенно невинные люди, либо против себя самих. Каждый день в новостях мы слышим или о самоубийстве, или о попытке самоубийства сотрудника полиции. Это нормально?